Handelsblatt | 23 мая 2006 г.
В тени Москвы
Атис Леиньш
В странах Балтии растет обеспокоенность тем, что Владимир Путин превращает энергоресурсы в инструмент политики
Самой большой загадкой в контексте "газовой войны" начала года между Россией и Украиной и конфликта между Россией, Молдавией, Грузией и Арменией стал вопрос о том, почему до сих пор царит спокойствие на российско-балтийских рубежах? Означает ли это, что Россия свыклась с мыслью о потере Прибалтики и с интеграцией этих стран в Евросоюз и НАТО? И означает ли это, что Россия наконец признала, что три балтийских государства были насильно включены в состав СССР в 1939-1940 годах? Если да, это стало бы позитивным знаком того, что при президенте Владимире Путине новая Россия встала на верный путь.
Но, к сожалению, в пользу таких выводов пока мало что говорит, - в "газовую войну" рано или поздно будут втянуты и страны Балтии. Это произойдет тогда, когда будет построен инициированный российской и германской стороной газопровод.
Наблюдатели иногда упускают из виду: в поставках энергоресурсов Россия зависит от значительной части ЕС - стран, которые приобретает львиную долю российской нефти и газа. Так что Евросоюз тоже имеет на руках козырные карты в игре с Москвой, значение которых нельзя переоценить. В будущем эта обратная зависимость позволит Европе влиять на российскую политику. Однако условием для такого развития событий является единая внешняя политика безопасности Европы по отношению к России, которая, к сожалению, пока не выработана.
Какую позицию займут при этом балтийские государства? Многие люди в "старой" Европе уже и не помнят, что демократическая Россия при Борисе Ельцине и жители стран Балтии вели борьбу с политикой Михаила Горбачева, поскольку включение трех государств в советскую сферу власти было исторической ошибкой и это становилось все более очевидным. Перестройка - начавшаяся при Горбачеве и закончившаяся на Ельцине - принесла Москве на международной арене много блеска и еще больше международного признания. Борис Ельцин даже был награжден самым почетным латвийским орденом.
Однако ему пришлось от него отказаться - против воли, после того как он передал власть Владимиру Путину. Политическая ситуация в стране, а в первую очередь сам Владимир Путин не допустили этого. Возможно, поэтому Ельцин в этом году приезжает в Латвию, чтобы принять орден. Высказывается мнение, что на предстоящий в ноябре саммит НАТО Путин возьмет с собой в Ригу и Ельцина. Латвия приветствовала бы такой жест нынешнего российского президента, подчеркивая готовность латышей к более тесному сотрудничеству с Москвой. И потом, именно президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, а не ее коллеги из Эстонии и Литвы, была единственным представителем балтийских государств, посетившим Москву во время празднования 60-й годовщины окончания Второй мировой войны. Итак, приедет ли Ельцин? Неясность в этом вопросе продлится, скорее всего, до того момента, пока не взлетит самолет Путина.
Когда и почему закончился "медовый месяц" в отношениях между Россией и странами Балтии? Проблемы начались тогда, когда Россия в 1990-е годы болезненно отреагировала на стремление к независимости Прибалтики. Население стран Балтии считало, что их государства должны стать независимыми, такого же мнения придерживалось большинство стран Запада и даже Китай. Однако Россия хотела видеть в странах Балтии лишь новое политическое устройство, сопряженное с малой толикой независимости, как это было с другими республиками бывшего Советского Союза. И Москва действовала таким образом, как будто страны Балтии все еще входили в сферу ее влияния. И разумеется, никто не хотел ничего слышать об ответственности за ущерб, причиненный оккупацией и насильственным присоединением.
Между тем балтийским государствам постепенно удалось вырваться из цепких лап Москвы. Не стоит забывать о том, что именно ЕС "скрепил печатью" это захватывающее дух геополитическое изменение. При этом "российский вопрос", как грозовая туча, висел над возможным членством балтийских государств в ЕС, обозначая, насколько серьезный вызов Европа может бросить Москве.
В конце концов мы пришли к членству в обеих организациях: ЕС и НАТО. Благодарить за это мы должны, в первую очередь, старательное лоббирование северных государств и смелое решение Билла Клинтона, находящегося в то время на посту президента США. Другой причиной стала война в Косово, напомнившая Европе о ее непосредственной обязанности, сохранять мир и безопасность на своей территории.
Однако существовала и еще одна причина: безоговорочная политическая воля балтийских государств. Несмотря на многократные смены правительств и болезненные экономические реформы, прибалты никогда не выпускали из вида возможность вступления в ЕС и НАТО. Это представляло также великолепную возможность для получения гражданства большому количеству русских, белорусов и украинцев, осевших в Эстонии и Литве со времен советской оккупации.
Москва сначала всерьез не оспаривала членство Балтии в ЕС. Ей важнее было не попасть в окружение НАТО. И только тогда, когда в Хельсинки в декабре 1999 года было принято окончательное решение о том, чтобы вести переговоры о вступлении в ЕС с тремя балтийскими государствами, Россия через специальную программу по сотрудничеству и партнерству между ЕС и десятью новыми кандидатами на вступление попыталась нарушить эксклюзивность отношение ЕС со странами Балтии. Однако Евросоюз придерживался жесткой позиции по этому вопросу и отказался вести переговоры с Россией на такой основе.
Если посмотреть на историю вступления балтийских стран в ЕС, становится очевидным следующее: Брюссель в состоянии успешно влиять на Москву, если Европа упорно и убедительно будет демонстрировать единство взглядов.
Однако не будем оглядываться назад, а взглянем на сегодняшнюю действительность. Как выглядят сейчас отношения Европы, а в особенности балтийских государств, с Москвой? Лучше остального свет на эти отношения проливает энергетическая политика - во-первых, из-за остроты тематики, во-вторых, поскольку она обнажает реальное смещение власти, которое произошло за последнее время.
Вернемся еще раз к началу 2006 года. Таким спокойным для стран Балтии, как было описано выше, оно, конечно, не было. За кулисами чувствовалось, что новый тон, взятый Москвой, демонстрирует будущее направление для марша. Прошел всего день после того, как в своем новогоднем обращении Владимир Путин упомянул "нашу Ригу", как на сцену вышел посол России в Литве.
Он сообщил членам внешнеполитического комитета парламента, что Москва в будущем не может гарантировать газовые поставки в Инчукалнское подземное газовое хранилище компании LGC. Он подчеркнул это в связи со строительством германо-российского газопровода, нитка которого будет проходить по дну Балтийского моря и сделает ненужным Инчукалнское хранилище.
При этом это хранилище и компания LGC - так же, как эстонские и литовские газовые компании, - находятся в руках российско-германских компаний; только они могли в те холодные дни начала 2006 года пустить обратно газ в Россию и Белоруссию. Подобное уже случалось во время холодов зимой 1994-1995 года, когда газ в Санкт-Петербург поставлялся из тех же хранилищ.
Поэтому Инчукалнск является важным стратегическим имуществом не только для Латвии, но и для России. Три процента энергообеспечения Латвии покрывается LGC и за счет Инчукалнского газового хранилища. Страны Балтии на 100% зависят от российского газового снабжения. И только недавнее совместное решение о строительстве на территории Литвы новой АЭС, которое было принято тремя балтийскими государствами, может - в совокупности с альтернативными источниками энергии (древесина) - надолго сократить эту зависимость.
Тем временем Россия все чаще использует энергоресурсы в качестве политического оружия. Несколько лет назад был выведен из эксплуатации нефтепровод в Вентспилс, расположенный на латвийской части побережья, поскольку крупная балтийская компания, латвийское нефтеперерабатывающее предприятие Mazeikiu nafta (MN), было приобретено американской нефтяной компанией Williams. Не осуществляя снабжения нефтью, Williams был вынужден продать MN компании ЮКОС. Со времени развала ЮКОСа эта сделка является причиной политической напряженности в Литве.
Вот здесь и пересекается вопрос о возможности давления в энергообеспечении с вопросами политической независимости Европы. Прошлое как бы догоняет будущее через энергетическую политику. Существует только одно отличие: сегодня Европа, по крайней мере так кажется, стала слабее и уязвимее. И это несмотря на то, что компании, предлагающие энергоресурсы, более крепко встали на ноги. Такого мнения придерживаются многие эксперты, например Паоло Скарони, председатель правления итальянской энергетической компании Eni.
Поэтому балтийско-российские отношения тесно связаны с отношениями с ЕС и с НАТО, а также со способностью Европы к развитию единой внешней политики по безопасности. И не только по отношению к тем странам, которые находятся между ЕС и Россией и могут подвергаться в будущем большой опасности, но и по отношению к самой России. Европа должна обратить более пристальное внимание на бывшие советские республики на территории Центральной Азии, которые владеют богатыми месторождениями нефти и газа.
Балтийские государства хотят помочь в этом Брюсселю. Недавно американский вице-президент Дик Чейни совместно с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом посетил Казахстан. Это стало знаком того, что обе стороны пришли к пониманию: "большая игра" в вопросах энергообеспечения в будущем выйдет на просторы Центральной Азии. Результат попыток диверсифицировать поставки энергии во многом определит и вопрос о безопасности в Европе. От итогов будет зависеть и будущее стран Балтии.
Атис Леиньш, директор Института внешней политики Латвии
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях