InoPressa: тема дня | 23 мая 2007 г.
Обвинение Лугового еще сильнее поссорит Россию и Запад
Обзор прессы
В среду западные СМИ обсуждают заявление британских властей о том, что к убийству Александра Литвиненко может быть причастен Андрей Луговой.
Испанская El Pais в редакционной статье "След полония" сообщает, что прокуроры Великобритании сочли, что имеющихся улик достаточно, чтобы обвинить Лугового в "особо тяжком преступлении" и попросить правительство Блэра направить запрос о его экстрадиции.
Отказ Москвы, озвученный Генпрокуратурой РФ, был категоричен. Это дело приведет к крайней напряженности в отношениях между Лондоном и Москвой, а также осложнит сотрудничество между ЕС и Россией, и без того пребывающее в плачевном состоянии, считает издание.
Хотя российская конституция не допускает экстрадиции своих граждан, Россия подписала конвенцию Совета Европы об экстрадиции, в которой такой шаг предусмотрен. В конечном счете, если не будет возможности экстрадировать Лугового, его придется судить в его собственной стране, что поставит Кремль в неудобное положение и заставит его пролить свет на этот неясный эпизод. Европа не может спать спокойно, зная, что где-то поблизости свободно разгуливают агенты с полонием-210.
The Financial Times предлагает "Встретить строптивую Россию лицом к лицу".
По мнению британского издания, отношения между Россией и Западом достигли крайне низкого градуса за весь период после окончания холодной войны и, вероятно, в ближайший год сохранятся в состоянии глубокой заморозки. Это охлаждение особенно явственно проявилось в столкновении между Лондоном и Москвой в связи с чудовищным убийством в 2006 году Александра Литвиненко, бывшего агента КГБ, который стал гражданином Великобритании.
Полгода назад премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал, что "никакие дипломатические или юридические барьеры" не помешают действиям по поиску убийцы Литвиненко. Вчера Лондон сдержал слово, объявив, что намерен попросить Россию об экстрадиции Андрея Лугового, которого британская прокуратура обвиняет в смерти Литвиненко в Лондоне от отравления полонием. Этот шаг был не более чем прямым долгом Великобритании. Всякая попытка замять осуществление правосудия в этом деле ради сохранения гладких отношений с Россией была бы близорукой и аморальной, считает FT.
The Wall Street Journal пишет о том, что сделаны первые шаги к свершению правосудия, однако в данном случае на кон поставлено нечто большее, чем судьба одного конкретного человека. Наглое убийство Литвиненко - это экзамен для мирового сообщества, проверка на то, насколько оно готово на деле отстаивать свои основополагающие принципы.
Вплоть до сегодняшнего дня российские власти в ответ на предположения, что за убийством Литвиненко стоит Федеральная служба безопасности (ФСБ), возмущенно заявляли о своей невиновности. Это похоже на реакцию СССР после убийства болгарского диссидента Георгия Маркова в Лондоне в 1977 году. Можно также вспомнить, как официальные представители Москвы отрицали причастность России к убийству бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева в Катаре в 2004 году, не зная, что видеокамеры запечатлели российских агентов в момент, когда они монтировали бомбу под автомобилем.
Отныне недостаточно просто отпираться и отмалчиваться. Российская конституция запрещает экстрадицию граждан России. Однако в 2001 году Россия подписала документ Совета Европы - Европейскую Конвенцию об экстрадиции. В ноябре 2006 года Российская Федерация подписала Меморандум о взаимопонимании с Королевской прокурорской службой Великобритании, касающийся сотрудничества в уголовно-правовой сфере, в том числе экстрадиции. Если Россия не выдаст Лугового, на нее следует оказать нажим, добиваясь, чтобы этого человека судили на родине, причем разбирательство должно отвечать критериям международного права.
Отношения между Россией и Западом все более осложняются. России следовало бы быть нашим верным союзником, заинтересованным в том, чтобы уравновешивать силу Китая, преграждать путь исламистскому терроризму и предотвращать появление ядерных держав на своих границах. Вместо этого Россия сама сделалась угрозой: она определенно намерена наращивать свое влияние в мире, обращая в подчинение непосредственных соседей методами, которые считаются неэтичными с точки зрения западных ценностей.
The Guardian считает, что в России Луговой в безопасности.
Вчера Андрей Луговой побеседовал с государственным российским телевидением и корреспондентами Channel 4, которым заявил, что не имеет отношения к смерти Литвиненко. "Могу сказать, что я совершенно спокоен и совершенно невиновен, - сказал он в интервью Channel 4. - Я не убивал Литвиненко, не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием. Тем более что у меня никогда не было... мотивов для совершения того, в чем меня обвиняют". По словам Лугового, решение о предъявлении ему обвинений является "политическим".
Кремль также неоднократно отвергал заявления друзей Литвиненко о причастности российских властей к убийству.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях