The Guardian | 23 ноября 2004 г.
СПИД мертвой хваткой захватил Таллин
Ник Пейтон Уолш
28-летний Юрий - наркоман со стажем. Он год отсидел в тюрьме недалеко от Таллина за кражу. На свободу он вышел "чистым", однако он не употреблял героин лишь шесть месяцев. На прошлой неделе он узнал, что ВИЧ-инфицирован. Пока Юрий не сообщил эту новость своей 19-летней подруге Ольге, с которой он регулярно занимается незащищенным сексом.
"Я даже не знаю, как сказать ей об этом", - признается Юрий. Он был шокирован, узнав о ВИЧ, потому что лишь один из трех человек, с которыми он регулярно пользовался одной и той же ложкой для приготовления героина, был ВИЧ-инфицирован. Этот человек всегда кололся в последнюю очередь, и они использовали одноразовые шприцы.
Юрий стал еще одной единицей в статистике кризиса, который угрожает одному из новых членов ЕС, маленькому прибалтийскому государству Эстония. В 2000 году в этой стране был зафиксирован новый всплеск ВИЧ. Сейчас около 1% населения Эстонии (1,4 млн человек) ВИЧ-инфицированы, а это один из самых высоких показателей в Европе.
Дешевые перелеты и дешевый алкоголь привлекают в Таллин тысячи туристов. Летом его мощеные улочки полны молодых британцев, приезжающих в "алкогольные туры". Это создает сексуально заряженную атмосферу, которая является ключевой опасностью для распространения СПИДа.
Нелли Каликова, депутат и бывший руководитель городского центра борьбы со СПИДом, говорит, что самой большой проблемой в течение следующим четырех лет будет распространение вируса среди гетеросексуального населения.
Этот кризис имеет негативные экономические последствия, и не только для туристической индустрии Эстонии. Эксперты опасаются, что эта эпидемия будет иметь ужасные последствия для экономики в будущем.
Уровень заболеваемости резко увеличился в 2000 году, правда, в этом году темп немного сократился. Однако возникла другая угроза. Количество заболевших сильно возросло среди молодых женщин в возрасте от 15 до 19 лет. Эта тенденция замечена экспертами среди молодого сексуально активного населения, которое занимается незащищенным сексом.
Эксперты предупреждают, что через 15 лет те, кому сейчас от 15 до 24 лет, станут эстонскими кормильцами. В правительственном докладе, обнародованном на прошлой неделе, содержалось предупреждение о том, что к 2008 году из экономической жизни страны могут выпасть 2,3% населения.
Некоторые ВИЧ-инфицированные эстонцы могут воспользоваться визовыми привилегиями в ЕС в поисках лучшего медицинского обслуживания в других странах Европы.
В преддверии Международного дня борьбы со СПИДом критики обвиняют эстонское правительство в том, что оно почти не предпринимает усилий для противодействия распространению вируса. Среди бывших советских стран Эстония занимает второе после России место по количеству и темпу заболеваемости ВИЧ. Весь правительственный бюджет для профилактики и лечения СПИДа составляет 10 млн крон в год - меньше 500 тыс. фунтов.
"На прошлой неделе я была в Финляндии в лечебном центре, бюджет которого составляет 3 млн евро. Это почти в четыре раза больше, чем весь наш национальный бюджет", - рассказывает Ирина Мороз, врач центра борьбы со СПИДом в Таллине.
Сейчас эстонские антиспидовые программы субсидирует Всемирный фонд борьбы со СПИДом, выделяя 6 млн фунтов, однако никто не гарантирует, что эти деньги будут поступать и в будущем. Правительство, которое, по словам критиков, не делает ничего с 1996 года, признает, что какие-то действия необходимы.
Приоритет - это проводить профилактические меры в школах, системах здравоохранения и в вооруженных силах.
34-летняя Юлия, которая заразилась СПИДом от женатого мужчины в августе 2002 года, говорит: "Я не знаю, что делает государство, чтобы помочь мне, но я не вижу ничего". Она работает полный рабочий день, и у нее есть медицинская страховка, которая покроет стоимость медикаментов, если она заболеет. "Я не рассказывала еще своей семье об этом, - замечает она. - Только три моих близких подруги знают, что я инфицирована. Я скажу об этом своему сыну, но только в последние минуты своей жизни".
На улицах и в пабах Таллина молодые туристы и местные жители почти не знают о широкой распространенности ВИЧ. По словам 22-летней Моники Хаартман, студентки, когда речь заходит о СПИДе, "большинство людей думают, что с ними этого не произойдет".
Однако кризис СПИДа в Эстонии не всегда будет оставаться вне поля зрения. Пока молодые ВИЧ-инфицированные здоровы, и их проблемы не заметны. Не каждый день видишь, как кто-то умирает от СПИДа, замечает Каликова. Но это время скоро наступит.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях