Frankfurter Allgemeine | 23 ноября 2006 г.
Солидарность с Польшей
Михаэль Людвиг
Представления Путина о партнерстве с ЕС сложно соотнести с его поведением
Незадолго до встречи глав государств и правительств стран ЕС и России появился нарушитель спокойствия в лице Польши. Варшава осмелилась требовать солидарности от других членов ЕС: они, дескать, должны оказать на Москву давление, чтобы та отменила введенный год назад запрет на польскую мясную продукцию. Кроме того, Польша настаивает на том, что Россия должна ратифицировать Энергетическую хартию совместно с дополнительным протоколом, согласно которому европейским компаниям откроется доступ к российским сырьевым месторождениям и к российской системе трубопроводов.
Власти Польши пригрозили, что в противном случае заблокируют принятие нового соглашения о партнерстве между Россией и ЕС. С того момента Финляндия, председательствующая в настоящее время в ЕС, Брюссель и сосед Польши, Германия, пытаются уговорить Варшаву пойти на уступки.
В Москве спецпредставитель по связям с ЕС Сергей Ястржембский, не скрывая иронии, пожаловался на то, что некоторые члены ЕС - имелась в виду, конечно, Польша - пытаются протаскивать национальные интересы в отношениях с Россией с помощью ЕС, а также на то, что ЕС знакома с единой энергетической политикой лишь на бумаге, вследствие чего приходится вести переговоры с каждым отдельным государством. Ястржембский высказался против посредничества ЕС в споре вокруг поставок мяса из Польши. В настоящее время подыскиваются пути решения, которые позволили бы сохранить лицо обеим сторонам спора.
Президент Путин заявил в опубликованной в одном британском издании статье, что он стремится к тому, чтобы Россия и ЕС стали партерами и союзниками и совместно выстраивали свое будущее. Создается такое впечатление, что Путин забыл, какую травму западным европейцам нанесла прошлогодняя "акция", проведенная Кремлем совместно с "Газпромом" и направленная против Украины. Европейцы впервые так явно осознали, в какой зависимости они находятся от российских энергоресурсов и что ЕС окажется беззащитным, если Россия решит использовать сырьевые поставки в качестве политического оружия.
В отношениях с Грузией Москва также демонстрирует, что не очень-то задумывается о средствах для достижения своих политических целей или наказания строптивого соседа. Не в пользу российской надежности говорит также и ее поведение в отношении западных концернов, которые добывали на Сахалине российский газ и нефть и были выдворены оттуда, несмотря на долгосрочные соглашения.
Все это как-то трудно соотнести с представлениями Путина о более тесном партнерстве с ЕС. В странах Центрально-Восточной Европы никто не верит в то, что в истории с неожиданно возникшей этим летом необходимостью срочного ремонта нитки нефтепровода, по которой литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu снабжается российской нефтью, речь не идет о политическом решении России. Mazeikiu входил в состав концерна ЮКОС, собственность которого по большей части была насильственно ренационализирована.
Российские компании хотели купить и НПЗ Mazeikiu, однако польский концерн PKN Orlen воспрепятствовал этому. Тот факт, что начиная с лета в НПЗ по российскому нефтепроводу не идет нефть, заставил возрасти цены на альтернативные поставки, и в связи с этим поползли слухи, что PKN Orlen, возможно, будет вынужден отказаться от приобретения НПЗ. Энергетическая безопасность или партнерство выглядят иначе.
Отношения Польши с ЕС непросты. Однако договор о единой конституции отклонили французы и голландцы, а не поляки. Изначальная радость, которую демонстрировали польские национал-консерваторы в связи с крахом договора, похоже, сменилась другой позицией. Сейчас все указывает на то, что оба ведущих польских политика, Ярослав и Лех Кичиньские, которые шли на выборы с критической по отношению к ЕС позицией, постепенно меняют точку зрения и высказываются даже в пользу углубления интеграции по вопросам энергетической политики, а также внешней политики и политики безопасности.
Это пойдет только на пользу ЕС. Германо-российское решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря в обход Польши только усилило недоверие Варшавы к переосмыслению политики в отношении России, которое начнется во время председательствования Германии в ЕС. Некоторые эксперты по вопросам внешней политики полагают, что это является причиной, почему Варшава заблокировала мандат на российско-европейские переговоры по подготовке нового базового соглашения о партнерстве.
Власти в Варшаве добиваются более серьезного участия в разработке новой российской политики Евросоюза, на что они имеют полное право. При этом может пригодиться опыт Польши, а также других стран Центрально-Восточной Европы в отношениях с их соседом на Востоке, который всегда учил их бояться. С другой стороны, Польша после смены власти на Висле пропустила удачный момент, чтобы в полной мере воспользоваться возможностями более тесного сотрудничества. Это произошло из-за "зачисток" в министерстве иностранных дел в Варшаве от неугодных в смысле партийной принадлежности специалистов, с одной стороны, и отчужденности национал-консерваторов в отношениях с Германии и с Западной Европой - с другой. Однако это не повод для того, чтобы отказывать в солидарности Польше, руководство которой уже многому научилось. Напротив, солидарность с Польшей только бы упрочила сплоченность всего ЕС.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях