Carnegie Endowment for International Peace | 23 ноября 2011 г.
Мы дожидаемся следующего шага России в отношении Ирана
Марк Хиббс
На прошлой неделе Совет управляющих МАГАТЭ сделал выговор Ирану, но воздержался от призыва к ужесточению санкций - меры, против которой твердо возражают Китай и Россия, сказано на сайте The Carnegie Endowment for International Peace. Марк Хиббс, старший научный сотрудник Программы ядерной политики фонда Карнеги, прокомментировал ситуацию.
По мнению Хиббса, даже теперь Иран вряд ли пойдет МАГАТЭ навстречу. "В ближайшие месяцы Вашингтону придется проявить чудеса эквилибристики - не прекращать давления на Иран, но не допускать, чтобы кризис обострился и стал бесконтрольным", - говорится в статье. Потенциальный шанс для США - план России, настаивающей на дипломатическом урегулировании кризиса. Но все зависит от исхода грядущих переговоров между Россией, Ираном и другими странами о плане.
Насколько важен тот факт, что все 5 постоянных членов Совбеза ООН, в том числе Россия и Китай, поддержали резолюцию МАГАТЭ? - спросили Хиббса. Россия и Китай неодобрительно отнеслись к свежему докладу МАГАТЭ об иранской ядерной программе, напомнил он. Западные страны оказались перед выбором: либо мягкая резолюция, которая устроит всех, либо более жесткая, с которой не согласятся Китай и Россия, а по их примеру и многие другие страны.
Резолюция, которая была принята в итоге, не ужесточает давление на Иран впрямую, подчеркнул Хиббс. Она не требует от Ирана разъяснений к выводам о разработках вооружений, которые содержатся в докладе МАГАТЭ. "Не устанавливает она и крайний срок, к которому Иран должен ответить на вопросы МАГАТЭ", - подчеркивает эксперт.
На взгляд Хиббса, давление на Иран все же усилится. После угроз, прозвучавших из уст представителей Израиля, постоянные члены Совбеза попытаются убедить Тегеран, что урегулирование путем переговоров - в интересах самого Ирана.
О позиции США Хиббс сказал: Обама не желает, чтобы Конгресс и республиканцы обвиняли его в нерешительности. "Однако США предпочитают, чтобы в МАГАТЭ практиковался единый подход, общий для всех 5 постоянных членов Совбеза ООН", - добавил он. Этот единый подход - принятие резолюции, которая не будет на руку сторонникам сверхжестких санкций в США и Европе. "Такие санкции чреваты эскалацией кризиса и потенциальным ущербом для экономики США", - пояснил Хиббс.
"Почему Китай и Россия имеют претензии к свежему докладу МАГАТЭ?" - спросили эксперта. Разделяют ли Москва и Пекин мнение Запада, что Иран как ядерная держава будет опасен?
По мнению Хиббса, Китай и Россия понимают, что Иран, вооруженный атомной бомбой, будет оказывать дестабилизирующий эффект, станет агрессивнее вмешиваться в политические конфликты. Но стратегические и экономические интересы обеих стран побуждают их добиваться, чтобы Иран обеспечил МАГАТЭ широкий доступ на свои объекты. Если МАГАТЭ надлежащим образом проверит ядерную программу Ирана и придет к выводу, что она имеет сугубо мирный характер, санкции ООН будут отменены, и Китай и Россия смогут возобновить с Ираном нормальные деловые и стратегические отношения.
В чем состоят интересы Китая и России в Иране? - спросили Хиббса. Обе страны заинтересованы в сдерживании влияния США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, ответил эксперт. Россия - крупный поставщик оружия Ирану. Для России и Китая Иран - важный партнер в энергетических проектах. В этой ситуации новые санкции Совбеза могут ударить по иранским банкам и стать помехой для торговли, в том числе для экспорта иранских энергоносителей в Китай.
Что будет дальше? Иран, как и ожидалось, сурово раскритиковал доклад МАГАТЭ и оспорил его выводы в особом заявлении. "Иран не станет делать ничего, что было бы воспринято как реакция на резолюцию МАГАТЭ", - считает Хиббс. О визите главного инспектора по верификации МАГАТЭ в Иран теперь нет и речи, хотя в конце октября Иран обещал его принять. Максимум, на что можно рассчитывать до следующего заседания Совета управляющих в марте, - некая "общая встреча", но ее вероятность зависит от российско-иранских переговоров.
По данным Хиббса, Россия пока не обнародовала свой план урегулирования кризиса. В августе глава МИД РФ Лавров предложил Ирану некую "пошаговую" концепцию, но ее детали неизвестны. Возможно, Россия предложит, чтобы Иран обязался обогащать уран лишь на уровне, необходимом для производства топлива для гражданских реакторов, а также производить эти работы только на одном-двух предприятиях. Тегерану также придется выполнять Дополнительный протокол МАГАТЭ, предполагающий широкий доступ на объекты и к их персоналу.
"У Обамы нет политической свободы для инициатив по иранскому вопросу, поскольку в США грядут президентские выборы", - полагает Хиббс. Возможно, США на базе предложения России будут договариваться о мерах, приемлемых для постоянных членов Совбеза, Германии и Ирана. Но сам Вашингтон будет держаться в тени. По мнению эксперта, Обама, видимо, поддержит дополнительные санкции против Ирана - например, в финансовом секторе. Но он не станет объявлять ЦБ и нефтепромышленность Ирана вне закона: тогда нефть подорожает, что опасно для американской экономики.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях