Статьи по дате

The Independent | 23 ноября 2011 г.

Путевые заметки из России, часть вторая

Мэри Дежевски

Автомобильный завод, противоречивая жизнь провинциального города, коррупция и слабая инфраструктура - такие темы затрагивает обозреватель The Independent Мэри Дежевски во второй части своих заметок из Калуги, где она побывала с участниками клуба "Валдай".

Дежевски делится впечатлениями от завода "Фольксваген", где машины собирают из деталей, поступающих из Германии и Чехии. На заводе очень чисто, есть своя поликлиника и столовая для рабочих, но, в отличие от советских норм, нет своего детского сада. Любопытно, что рабочие завода могут покупать новые автомобили со скидкой, но не напрямую на предприятии. "Заказывать нужно через местный отдел продаж в Калуге. Подозреваю, что это как-то связано с коррупцией, а также со стандартизацией. В советские времена "пропажа" собранных автомобилей с конвейера была обычным явлением", - говорится в статье. По данным Дежевски, скидки для работников составляют 10-15%, но все равно цены слишком высоки. На заводе они получают 800-1000 долларов в месяц: для провинции зарплата хорошая, но не колоссальная.

"Сюрреалистическое ощущение - ходить по сверхсовременному заводу, который словно бы свалился с неба посреди широкой плоской пустоши провинциальной России", - говорится в статье. Собственно, Калуга является кластером инвестиций в автомобильную промышленность: здесь работают предприятия "Вольво", "Ниссана" и "Ситроена". В регионе обосновались также General Electric, Samsung и Nestle. Новое постепенно вытесняет старое, но еще не скоро даже самое кошмарное старое исчезнет, заключает автор.

Дежевски и несколько ее коллег решили заказать такси и посмотреть Калугу. "С водителем нам невероятно повезло", - пишет она. 30-летний Борис работает пожарным, его зарплата в переводе на доллары - 800 в месяц, в такси он подрабатывает. Его жена работает на заводе, где собирают автомобильную электронику. У него один ребенок, хотелось бы иметь второго, но денег не хватает, а в квартире всего три комнаты, пишет Дежевски. Переезд им не по карману.

В принципе в Калуге строят много, но потенциал для реконструкции еще широк, отметила журналистка. Так, руины цементного завода дожидаются, пока кто-то купит участок и их снесет. Самое большое новое здание - здание "Сбербанка" в непосредственной близости от свежеотреставрированной церкви.

Таксист сказал, что не хочет голосовать на парламентских выборах, но ему будут звонить и проверять, был ли он на избирательном участке. "Однако власть имущие ему очень надоели", - пишет автор. По словам таксиста, последние 10 лет у власти остаются одни и те же люди. "Это иная точка зрения на стабильность, которую вменяют в заслугу Путину", - замечает автор. Рассказ таксиста вторит результатам "соцопросов, недавно предоставленных научным центром, близким к Путину", пишет она. Таксист рассказал, что цены все время растут и семейный бюджет ужимается.

О заводе "Фольксвагена" Борис сказал, что россиян используют как дешевую рабочую силу, а автомобили стоят слишком дорого. "Мы ожидали, что для местных цены будут ниже, но это московские цены, мы никак не можем столько платить". Дежевски отмечает, что на автостоянке для рабочих завода она видела преимущественно российские машины.

На дневном заседании "Валдая" обсуждалась разочарованность нового российского среднего класса. По мнению некоего "парламентского оппозиционера", смена поколений никак не изменит мировоззрение верхов. "Дети наступают!" - воскликнул один из участников и перечислил отпрысков высокопоставленных чиновников, которые в последние годы сами заняли "теплые" должности. "Это может аукнуться "Единой России" на избирательных участках", - считает автор.

Есть также риск, что результатам выборов не поверят и следующего президента будут воспринимать как "Лжедмитрия", по выражению некого оппозиционера.

На дискуссии шел разговор и о коррупции. Российские аналитики отметили, что она занимает не самое высокое место в списке неотложных проблем, какими их видят простые избиратели. По их словам, это означает, что либо размах коррупции преувеличен, либо с ней мирятся как с неотъемлемым явлением.

Российские участники также много говорили о плохой инфраструктуре: тот факт, что россияне совершают в три раза меньше автомобильных поездок, чем американцы, отражает дефицит дорог. Калужскую область похвалили за использование иностранных инвестиций на модернизацию инфраструктуры. "Но звучали и тревоги в связи с упадком промышленности и утратой квалификации, поскольку новые рабочие места - это работа на сборке у конвейера, а не на реальном производстве", - говорится в статье.

Источник: The Independent


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru