Corriere della Sera | 23 октября 2000 г.
Договоренности с талибами об уничтожении плантаций ни к чему не привели
Редакция
Договоренности с талибами об уничтожении плантаций ни к чему не привели. Однако руководитель программы ООН по контролю за распространением наркотиков (United Nations Drug Control Programme) возобновил наступление. При помощи российских космических спутников были раскрыты пути доставки афганского опиума.
Осень 1997 года, конец ноября. В эти дни в Кандагаре, столице одноименной провинции на юго-западе Афганистана, лидеры талибов торжественно пообещали уничтожить плантации опиумного мака по всей территории страны и заменить его другими культурами: пшеницей, кукурузой и цитрусовыми. Принятия подобного решения давно добивался руководитель программы ООН по контролю над распространением наркотиков в мире бывший итальянский сенатор Пино Арлакки. После назначения на эту должность Арлакки первым пунктом своего турне по странам, в наибольшей степени вовлеченным в контрабанду наркотиков, избрал Афганистан.
Получив одобрение своего верховного лидера Мохаммеда Омара, талибы, заинтересованные в том, чтобы избавиться от всеобщей ненависти, причиной которой является огромное количество опиума, производимого в Афганистане и наводнившего весь мир, чрезмерно энергично ответили на призыв ООН. Действительно, если Арлакки осторожно предлагал постепенно, в течение 5-10 лет, заменить маковые плантации другими культурами, талибы настаивали на том, что им будет достаточно 12 месяцев для очистки полей от этих "цветов зла".
Уже тогда Афганистан опережал бирманский "золотой треугольник" по производству опия, из которого получают героин. Чтобы покончить с этим первенством, потребовались огромные финансовые вложения. Перед тем, как покинуть Кандагар, представитель ООН обещал добиться получения на реализацию этого проекта 16 миллионов долларов.
В течение трех лет на осуществление "оздоровительной" программы было выделено, по крайней мере, 10 из 16 миллионов. Однако талибы не сдержали обещания. На днях Пино Арлакки представил в ООН подробнейший доклад, в котором говорится, что Афганистан так и остался крупнейшим в мире производителем опиума, а также самым крупным поставщиком героина на западные рынки.
В соответствии с подробной, вызывающей беспокойство информацией, производство опиума увеличилось с 2700 т в 1998 году до 4600 т в 1999 году. Таким образом, на долю Афганистана приходится 75% всего производимого в мире неочищенного опиума.
Безусловно, эти данные могут поставить под сомнение способность международных организаций, включая и ООН, бороться с всеядным спрутом. Однако представленный в Вене доклад приводит совершенно потрясающие данные, полученные в ходе специальной шпионско-разведывательной операции, проведенной в рамках программы ООН с использованием самых передовых технологий. В результате была составлена полная и подробная карта деятельности контрабандистов в Афганистане: от места расположения маковых полей, определенных с точностью до миллиметра с космических спутников, до хранилищ необработанного опиума, лабораторий по переработке опиума в героин, дорог и транспортных средств до самой границы с Таджикистаном. Были выявлены имена "хозяев" товара и курьеров, состав вооруженных банд, действующих вдоль границы и на горных перевалах.
Успешному проведению данной операции в значительной степени способствовало начатое в декабре 1999 года сотрудничество с подразделениями российских погранвойск, патрулирующими границу между Афганистаном и Таджикистаном.
"Все это стало возможным после моей встречи в сентябре прошлого года в Москве с президентом Путиным, - рассказывает Арлакки. Мы с ним договорились о том, что российская сторона не будет препятствовать нашей борьбе с контрабандой наркотиков". Спутники, принадлежащие российской государственной компании "Росвооружение", отыскали и сфотографировали даже самые укромные уголки на территории Афганистана, сумев, таким образом определить место нахождение приблизительно 40 хранилищ наркотических средств, нескольких лабораторий, расположенных, в основном, в районе границы с Таджикистаном. Если данные, содержащиеся в докладе, точны, то в этих смертоносных лабораториях ежегодно производится 240 тонн наркотиков, более 120 тонн чистого героина. Эти наркотики поступают на рынки стран Европейского союза (ежегодное потребление составляет 97 тонн) и в Соединенные Штаты. И, конечно же, в другие страны, для удовлетворения потребностей многих миллионов наркозависимых людей.
Менее, чем за 10 месяцев слежения со спутников и параллельной разведывательной деятельности по обе стороны границы, удалось выявить широко разветвленную сеть распространения героина. Согласно данным, отраженным на представленных картах, 90% плантаций опиума расположены на территориях, контролируемых талибами. Им также принадлежит большая часть хранилищ и лабораторий по производству героина. Таким образом, на долю так называемой Северной Коалиции (сторонники президента Раббани и полевого командира Масуда) приходится тончайший "ломтик" "пирога" - меньше 10%. Однако и этого вполне достаточно для обоснованных обвинений в том, что наркотики являются одним из источников финансирования их справедливой войны против захватчиков. Вместе с тем, точные данные об объемах средств, получаемых от торговли наркотиками и поступающих в казну Масуда, отсутствуют. Но, принимая по внимание соотношение размеров территорий, контролируемых сторонами, вполне справедливо предположить, что эти доходы не превышают десятой доли того, что получают талибы (от 10 до 30 млн. долларов в год). Но, как одни, так и другие, применяют одну и ту же систему сбора средств: 10% от объема производимого сырья и 20% от доходов наркокурьеров.
Конечно же, обе стороны получают доходы от контрабанды наркотиков, но было бы ошибкой предполагать, что именно они и контролируют и руководят наркоторговлей.
Из доклада явственно следует, что руководят наркоторговлей преступные организации, которым чужды политические и идеологические настроения в стране. Они в немалой степени способствовали "разобщению" страны, используя свою власть и влияние в том или ином районе, заключая между собой временные соглашения с единственной целью: обеспечить беспрерывный поток наркотиков по разработанным маршрутам до мест назначения. Их доходы от поставляемого только через Таджикистан товара составляют 80 миллионов долларов в год. Совершенно очевидно, что эти преступные группировки и являются хозяевами самых крупных хранилищ и лабораторий, полностью контролируют систему нелегальной торговли наркотиками, именно они занимаются обеспечением контактов с таможней и пограничниками. В связи с этим, нельзя отрицать непосредственного участия как талибов, так и сторонников Северной коалиции в международной наркосети. В докладе имеется длинный список с именами, фамилиями, должностями представителей гражданских властей, чиновников и военных (например, военнослужащие 908-го или 1007-го полков), проходящих службу в районе границы.
В сезон 1998-1999 годов площадь маковых плантаций достигла 91 тысячи гектаров, что на 43% больше, чем в предыдущем году. Самые крупные урожаи собираются в провинциях Хелманд и Нангархар (соответственно 49 и 26%). Однако красные цветы зла можно увидеть повсюду, благодаря усилиям 200 тысяч крестьянских семей. Из 7541 села, в 121 сельском уезде, эксперты ООН выявили 6645 населенных пунктов, выживающих лишь за счет опия.
Транспортировка наркотиков в Таджикистан не сопряжена с особыми трудностями, если маршрут проходит по равнинной местности, как, например дорога, пролегающая от Кундуза (Северный Афганистан) до Пянджа и поселка Московский на Амударье. Тайная дорога позволяет добраться до пограничной реки на грузовике, фургоне или джипе. Самый доступный и самый излюбленный маршрут, по которому проходит до 60% товара. Совсем по-иному складывается обстановка, если караван выходит из Фаизабада в Бадахшан: путь пролегает через суровую, холодную, горную местность с непреодолимыми перевалами, через которые, вероятно, 800 лет назад прошла экспедиция Марко Поло, возвращавшегося из Китая. По этому маршруту идут с мулами или пешком, взвалив груз на плечи, как итальянские контрабандисты.
В докладе ООН говорится, что контрабандные операции вдоль реки проходят под прикрытием порядка 20 группировок, самые крупные из которых состоят из полусотни боевиков. Они вооружены автоматами "Калашников", тяжелыми пулеметами и реактивными пусковыми установками. Бандиты постоянно патрулируют вдоль русла реки на джипах "УАЗ" российского или узбекского производства. Контрабандисты по обоим берегам реки контактируют между собой по радио, самые крупные наркодельцы пользуются спутниковыми телефонами для уточнения последних деталей и условий поставок. Иными словами этот преступный бизнес почти ничем не отличается от обычных коммерческих сделок с применением самых передовых технологий.
Этот доклад звучит как прелюдия к "объявлению войны" против армий контрабандистов из Афганистана, с началом которой уже нельзя затягивать. Сотрудничество с пограничными войсками Российской Федерации в Таджикистане позволяет надеяться на скорую и окончательную победу над преступной контрабандой наркотиков в регионе. Или же это иллюзии? Теперь, когда нам удалось раскрыть сеть наркоторговли в Афганистане, - говорит бывший сенатор Пино Арлакки, - конечной целью должна стать ликвидация обнаруженных хранилищ и лабораторий и уничтожение всех накопленных запасов наркотиков. Однако, в результате проведения этой операции планировалось припереть талибов к стенке и призвать их к ответственности".
Безусловно, он еще испытывает жгучую обиду при воспоминании о том, как три года назад по вине талибов, не выполнивших обязательства, достигнутые договоренности не были реализованы. Нынешняя ситуация мало чем отличается от той, что была три года назад: "В прошлый раз, - говорит один из сотрудников Арлакки, - на борьбу с контрабандой наркотиков мы израсходовали 9 998 миллионов долларов из 10 миллионов. Сейчас у нас больше нет ни доллара. Необходимо срочное вмешательство со стороны международного сообщества, поскольку проблема торговли наркотиками со всеми ее бесконечными ответвлениями, касается не только Афганистана, но всего мира. Данные, приведенные в докладе, свидетельствуют об этом со всей очевидностью".
Огромная афганская фабрика действует непрерывно. Самолеты, корабли, поезда, трейлеры и другой транспорт доставляет этот товар за тысячи километров, в Москву, Лондон, Карачи, Париж, Стамбул, Франкфурт, Нью-Йорк. Сеть наркоторговли бесконечна: западное направление, восточное направление, северное направление, через Кавказ, Балканы, Среднюю Азию и т.д. На конечном этапе этот товар всегда с нетерпением ждут юноши и девушки, которые тратят на пакетик белого порошка последние деньги и оказываются, в конечном итоге, в больнице, клинике или на кладбище.
Документы, собранные Пино Арлакки, формируют прочную базу для начала разработки плана нового наступления на один из самых губительных феноменов наших дней, если конечно международные организации примут решение вмешаться и оказать необходимую помощь.
Хочется надеятся, что контрабанда наркотиков не окажется вечной фатальностью, также как и все его бесконечно продолжающиеся войны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях