Financial Times | 23 октября 2006 г.
Путин отметает критику ЕС
Джордж Паркер
Быть может, Владимир Путин проявил себя как воинственный гость, не чуждый провокаций, но европейские лидеры вернулись с саммита в Финляндии с ощущением, что российский президент, возможно, готов предложить им более выгодную энергетическую сделку.
Время от времени слова Путина заставляли хозяев приема в недоумении опустить глаза в тарелку с супом из артишоков или поперхнуться запеченным на гриле гусем с розмарином, так как он давал понять, что не намерен выслушивать лекции европейцев о таких вещах, как права человека и коррупция.
Его сотрапезники даже вежливо улыбнулись (кто-то, возможно, и согласился с ним), когда он объявил, что самой важной задачей ЕС является "защита христианства в Европе".
Несмотря на некоторую неловкость, окружающую обед, - отдельные дипломаты ЕС считали, что Путина не следовало приглашать в качестве почетного гостя на саммит в финском городе Лахти в прошлую пятницу, - большинство участников этого мероприятия согласились, что оно того стоило.
Размышляя об этой встрече в воскресенье, европейские чиновники сказали, что Путин подал один очень важный сигнал в промежутке между поддразниванием и бравадой. Сигнал о том, что энергетика станет неотъемлемой частью новой сделки о партнерстве между Россией и ЕС.
"Это не было на 110 процентов ясно до обеда, - сказал один из чиновников Еврокомиссии, которая будет вести подготовку к переговорам по двустороннему соглашению. - Мы не знали, такова ли позиция Путина".
Включение темы энергетики в программу переговоров было жизненно важно для Евросоюза, который надеется использовать свою экономическую мощь для того, чтобы добиться уступки по энергетике со стороны Кремля: пряником в этом случае призвана послужить широкомасштабная сделка о либерализации торговли.
Путин выразил надежду, что стороны смогут выработать программу нового "стратегического партнерства" для замены существующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое истекает в этом году.
Переговоры о новом соглашении начнутся на саммите ЕС-Россия в следующем месяце и коснутся широкого спектра вопросов, в том числе вопроса о визах, миграции и терроризме, а также об энергетике, торговле и взаимном признании стандартов и нормативов.
Жозе Мануэль Баррозу, президент Еврокомиссии, предложил "соглашение о свободной торговле" с Россией в качестве вознаграждения за более широкий доступ к российскому энергетическому рынку, при условии, что Россия вступит в ВТО.
Однако бравада Путина на обеде в Лахти показала, что перед Европой стоит непростая задача, если она хочет добиться от Москвы уступок по вопросам энергетики. Путин ничем не выказал готовности ратифицировать договор к Энергетической хартии, который требовал бы от России открыть для других компаний трубопроводы "Газпрома", заявив при этом, что нужен "другой документ".
Помощники Путина также отрицали, что западные нефтяные компании вытесняются с российского рынка, несмотря на недавние решения по проектам "Сахалин-2" и "Штокман", которые противоречат интересам Европы.
Когда ему сказали о необходимости применять рыночные принципы к энергетическому сектору и монополии "Газпрома", Путин указал на доминирующее положение отдельных европейских поставщиков, таких как немецкая компания Eon.
Президент Путин теперь обзавелся хорошо выверенным набором ответов на упреки со стороны европейцев. В ответ на критику со стороны испанского председателя Европарламента Хосепа Бореля по поводу коррупции в России Путин указал на аналогичные проблемы с городскими властями в Коста- дель-Соль и спросил, как живется в тюрьмах испанским мэрам. "Мафия - не русское слово", - добавил он.
По вопросу прав человека Путин выразил обеспокоенность в связи с обращением с этническими русскими в государствах Балтии. По словам одного из участников обеда, он с видимым удовольствием будто бы "перепутал" Латвию и Литву.
Пообещав, что правоохранительные органы найдут убийцу Анны Политковской, горячего критика Кремля, Путин, как сообщают, заявил, что ее убили те, кто хотел нанести удар по имиджу России.
Европейская сторона на обеде выступила по большей части единым фронтом - который небезболезненно "сшил" хозяин мероприятия, премьер-министр Финляндии Матти Ванханен - однако к тому моменту, как подали мусс из облепихи, это единство оказалось под угрозой.
Премьер-министры Дании, Эстонии и Польши были в числе тех, кто не ограничился предварительными договоренностями о критике роли Путина в области прав человека, в особенности по вопросу его жесткого обращения с бывшей советской республикой Грузией.
Путин, заявивший, что наращивание военных сил Грузии у границ поддерживаемых Россией регионов Южная Осетия и Абхазия ведет к "кровавой бойне", бросал из-за стола гневные взгляды.
Это побудило президента Франции Жака Ширака, союзника Путина, сдернуть покров с фасада европейского единства, сказав, что спор о Грузии не должен встать на пути долгосрочных планов ЕС и России. "Ширак наказал Грузию", - пробормотал один из разгневанных дипломатов ЕС.
Однако Ванханнен настаивает, что обед удался. "Мы были единой силой", - уверяет он. Путин сможет испытать пределы этого единства в следующем месяце, когда начнутся переговоры между ЕС и Россией.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях