The Sunday Times | 23 октября 2006 г.
Буш разрабатывает стратегию "хорошего конца" войны в Ираке
Сара Бакстер
По мере роста американских потерь в Ираке и накала политических страстей вокруг республиканцев перед ноябрьскими выборами в конгресс президент Джордж Буш все больше ощущает давление, цель которого - "хорошо закончить" войну в Ираке.
Любая потенциальная стратегия ухода из Ирака рискует погрузить страну в дальнейший хаос и кровопролитие. Это объясняет, почему Буш в последние дни настаивал на том, что он всего лишь интересуется корректировкой "тактики", необходимой для обеспечения стабильности.
Однако есть сведения о кардинальной смене курса, которая приведет к упорядоченному выводу войск коалиции. Пентагон решительно настроен заставить колеблющееся правительство Нури аль-Малики взять на себя ответственность за безопасность Ирака.
Военное руководство пришло к выводу, что иракцы никогда не будут готовы отпустить американские силы, если не запустить "механизм принуждения", который будет устанавливать ориентировочные даты вывода американских войск для каждой зоны.
Вчера Буш провел видеоконференцию с высшими командующими в Ираке - генералом Джоном Абизаидом и генералом Джорджем Кейзи. Белый дом преподнес ее как рутинный звонок, не более того, однако генералы срочно стали выяснять у высших офицеров, имеющих опыт службы в Ираке, их мнение по поводу новой тактики.
Кейзи консультировался с иракскими официальными лицами по поводу их "предварительной оценки" того, когда американцы могли бы передать контроль над теми или другими районами. Министр обороны Дональд Рамсфельд на прошлой неделе заявил, что иракское правительство должно взять вопросы безопасности под свой контроль "рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно".
Рейд на Амару, предпринятый на прошлой неделе несколькими сотнями боевиков "Армии Махди", показал, насколько рискованной может оказаться передача вопросов безопасности на откуп иракцам. Британские силы, покинувшие город два месяца назад, в пятницу были приведены в состояние предварительной готовности к возвращению.
Это отступление не заставило Рамсфельда изменить свои планы. "Самой большой ошибкой было бы не передавать ответственность иракцам", - сказал он, добавив, что "вне всякого сомнения" некоторые сроки передачи контроля над территориями не будут соблюдены. "В некоторых случаях, после того как сроки будут соблюдены, но ситуация потребует нашего присутствия, нам, возможно, придется вернуться и затем снова уйти", - сказал Рамсфельд.
Стратегия вывода войск, предлагаемая администрацией Буша, все больше совпадает с некоторыми взглядами Группы по изучению иракского вопроса, возглавляемой Джеймсом Бейкером - бывшим госсекретарем и другом семьи Буша. Группа была создана по инициативе конгресса и с одобрения президента; ее задача - предлагать свежие решения.
Группа представит свой доклад в январе и, как предполагается, одобрит установление политических и военных "ориентиров", позволяющих вооруженным силам США сосредоточиться на своих базах, а затем и выйти в ближайшие страны, такие, как Кувейт, оставив только американских военных советников в составе иракских сил.
Ключевые разногласия касаются того, стоит ли разговаривать с Сирией и Ираном по поводу будущего Ирака. Буш и Рамсфельд скептически относятся к идее, отстаиваемой Бейкером, однако госсекретарь Кондолиза Райс "заинтересована и хочет в этом участвовать", сообщают источники, близкие к Группе.
Группа Бейкера также анализирует возможность передачи власти суннитским, шиитским и курдским районам Ирака. Представитель Белого дома Тони Сноу полностью исключил на прошлой неделе возможность регионального "членения" Ирака, однако заявил, что Америка поддерживает продолжение дискуссий о федерализме.
Лидер неоконсерваторов Ричард Перл сказал, что влияние группы Бейкера на администрацию преувеличено: "Я не верю, что Буш согласится на предложения, которые они, по слухам, обдумывают. Ему осталось два года президентствовать, и он не собирается сдаться и передать ответственность комиссии".
Он предупредил, что судьба Ирака вряд ли решается в Америке: "Вся надежда на то, что в Ираке появится политическое руководство, которое сможет успокоить ситуацию, и я не знаю, как мы тут можем помочь. До сих пор мы выбирали лидеров, как это было с аль-Малики, но наши суждения тут не обязательно самые верные ".
Другой известный неоконсерватор Эллиот Коэн утверждал на прошлой неделе на страницах The Wall Street Journal, что все "планы Б" для Ирака настолько никуда не годны, что он "легко" может представить среди них военный переворот, в результате которого к власти придет хунта современно мыслящих военных. Он признал, что это было бы "серьезным унижением" для администрации Буша.
Выход здесь
Постепенный вывод войск
Стратегия, которую предпочитает Пентагон. Отдельные зоны одна за другой переходят под контроль иракцев. В качестве подготовки к выводу войска отводятся на базы.
"За": гибкая стратегия вывода войск, позволяющая вооруженным силам США оставаться в большом количестве в проблемных зонах, например, в Багдаде.
"Против": иракские силы безопасности могут не справиться со своей задачей, и тогда американским военным придется все начинать сначала.
Переговоры с Ираном и Сирией
Ключевое предложение Группы по изучению иракского вопроса, сопредседателем которой является бывший госсекретарь Джеймс Бейкер. Предложение поддерживает Великобритания.
"За": переговоры помогут подавить повстанческое движение в суннитских и шиитских областях Ирака и уменьшить насилие на религиозной почве.
"Против": Иран и Америка в ссоре из-за ядерных амбиций Тегерана. Сирия, возможно, будет сотрудничать, а Иран - нет.
Региональное деление
Власть могла бы быть передана трем полуавтономным регионам Ирака - курдскому, суннитскому и шиитскому, а на долю слабого общенационального правительства в Багдаде остались бы вопросы внешней политики, безопасности границ и справедливое распределение нефтяных доходов.
"За": проект поддерживают курды и существенная часть шиитов.
"Против": категорически против выступают сунниты. Региональное деление может привести к гражданской войне.
Иракский авторитарный лидер или военная хунта
Этот вариант за пределами Ирака никому не нравится, однако разочарование правительством Нури аль-Малики заставляет некоторых американских официальных лиц думать о немыслимом. Наиболее вероятным сценарием была бы закулисная сделка, в соответствии с которой "консультативный совет", состоящий из политиков и военных, сверг бы аль-Малики в случае, если ему не удастся в ближайшие месяцы навести порядок в стране.
"За": это последнее средство навести порядок в Ираке.
"Против": означает унизительный крах демократического плана Буша для Ирака.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях