The New York Times | 23 сентября 2002 г.
Ракета, увидев которую, Ленин потерял бы сознание
Уильям Броуд
Ястребы холодной войны разинули бы от удивления рты, увидев запуск новой американской ракеты, который состоялся в августе. "Атлас-5" высотой с девятнадцатиэтажный дом, созданная на базе первой американской межконтинентальной баллистической ракеты, стартовала с мыса Канаверал во Флориде и отправилась в космос, чтобы вывести на орбиту спутник. Интересно, что американские интеллектуалы не имеют к этому успеху особого отношения. Над созданием ракеты работали русские.
Несмотря на то что Москва проиграла холодную войну, российские компании продолжают делать ракетные двигатели лучше, чем западные капиталисты. Пользуясь простыми, надежными, эффективными и одновременно дешевыми технологиями, россияне находят коммерческих клиентов во всем мире, в том числе в США. Причем россияне смогли обогнать своих технологически продвинутых конкурентов, пользуясь на редкость примитивным топливом - керосином.
"Атлас-5", изготовленный компанией Lockheed Martin, разработан ВВС США. Семь лет назад ВВС поняли, что им нужно заменить стареющие грузовые ракеты новым поколением недорогих, но надежных систем, способных доставлять в космос грузы.
Проект называется The Evolved Expendable Launch Vehicle ("Модернизированная ракета одноразового применения"). В рамках его реализации американские компании получили право пользоваться любыми технологиями. Джоан Андервуд, пресс-секретарь Lockheed Martin Space Systems, заявила, что компании выбрали российскую модель двигателей и что специалистов потрясли российские разработки, рассекреченные по окончании холодной войны.
"Мы были поражены, - сказала она. - Россияне смогли разработать системы, металлы и технологии, позволяющие повысить температуру и давление в двигателях, а вместе с ними и их эффективность".
Российское предприятие НПО "Энегромаш" создало альянс с Pratt & Whitney и начало работать над новым двигателем для Lockheed Martin. В результате появился двигатель RD-180. Эксперты говорят, что эффективность этого российского мотора как минимум на 10% превышает эффектиность западных конкурентов.
"Нам удалось найти настоящее сокровище, - сказал Чарльз Вик, эксперт по российской космической программе Федерации американских ученых, вашингтонской неправительственной организации. - Теперь нам не придется тратить 30 лет на разработки подобных двигателей".
Хитрость в том, что во время холодной войны россияне научились добиваться успеха, не разрабатывая новых технологий, в то время как Запад работал иначе.
В частности, Москва применяла керосин, недорогое топливо, которое работает при комнатной температуре. Вашингтон же стремился повысить эффективность жидкого водорода. Это дорогое топливо необходимо охлаждать до очень низких температур (сто градусов ниже ноля). При таких температурах быстро движущиеся части двигателя замерзают и ломаются.
Двигатель RD-180 работает на керосине. Этот хитрый процесс называется "поэтапным сгоранием". Сначала топливо приводит в движение компрессоры двигателя. Затем горячие остатки перебрасываются в основную камеру, что позволяет повысить температуру и мощность. (Американские ученые разработали подобную технологию для программы космических шаттлов, но никогда не пробовали применить ее при создании ракетных двигателей).
Это дешевое чудо, двигатель RD-180, уже доставило в космос три американские ракеты. В мае 2000 г. и феврале 2002 г. были запущены маленькие, простые аппараты. А 21 августа 2002 г. стартовал "Атлас-5".
В настоящее время "Атлас" - грузовая космическая ракета, но свою жизнь он начал в 1959 г. как межконтинентальная баллистическая ракета. Над усовершенствованием устройства, которое должно было сбрасывать на Россию термоядерные бомбы, работали его предполагаемые жертвы.
Lockheed Martin осуществила коммерческий запуск "Атлас-5" в рамках контракта с ВВС. (Правительство предоставило 500 млн. долларов. Lockheed Martin - один миллиард). Спутник приналежит крупному европейскому оператору Eutelsat. Через него теле- и радиосигнал будет передаваться в страны Европы, Северной Африки, Ближнего Востока.
В 2005 г. "Атлас" начнет доставлять в космос военное оборудование. Но может быть американское правительство расширит область применения российских двигателей еще раньше. ВВС разрабатывает два типа военных ракет - "Атлас-5" и "Боинг Дельта-4" - на основе американских технологий. Однако реализация программы "Дельта" задерживается, и ВВС рассматривает возможность передачи финансирования "Атласу".
Представители Lockheed Martin говорят, что в будущем появятся еще более мощные модели "Атласа-5". Самая крупная из ракет сможет выводить на орбиту 28,5 тонны полезных грузов. Это почти на 5 тонн больше, чем поднимает главная ракета страны "Титан-4".
"Это очень крупная сделка", - заметил Анлервуд.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях