The Japan Times | 23 сентября 2004 г.
Бескровный государственный переворот Путина
Константин Плешаков
Поистине государственный переворот совершил президент России Владимир Путин спустя пять лет после того, как он пришел к власти в августе 1999-го. Он начал с того, что объявил о принятии целого ряда мер, уничтожающих хрупкую систему балансов, созданную в 90-е годы за время пребывания на посту президента Бориса Ельцина.
Теперь Путин объявил о том, что 89 региональных губернаторов России не будут избираться общим голосованием. Президент будет лично назначать кандидата, а региональный законодательный орган будет только подтверждать это назначение.
Выборы в парламент страны на основе районного голосования теперь тоже отменены. Депутаты Госдумы будут теперь пропорционально избираться на основе партийных списков.
Согласно ныне действующему российскому законодательству, чтобы обеспечить себе место в парламенте, политическая партия должна получить не менее 5% голосов избирателей на всеобщих выборах. В результате выборов 2003 года в парламент вошли только четыре партии - во главе с любимым политическим детищем Путина, партией "Единая Россия", являющейся на данный момент крупнейшей политической партией страны. В то же время, либеральные партии, хотя и не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, установленный законом, через окружные выборы смогли обеспечить избрание в парламент своих отдельных представителей.
Теперь, когда окружные выборы отменены, в федеральном законодательном органе уже не будет либерального представительства и Дума превратится в послушное орудие Кремля.
Кроме того, области теперь лишаются и губернаторов, избранных на всеобщих выборах, и членов парламента, представляющих их интересы в столице. Все региональные проблемы отныне будут решаться через централизованную бюрократию. Это будет настоящим раем для сторонников жесткой руки Путина, но сущим адом для тех, кто захочет утвердить проект местного значения - будь то новая фабрика или аэропорт. На все будет необходимо получать одобрение федеральных властей.
Путин со всей жесткостью объявил, что для всех этих изменений не нужно вносить поправки в Конституцию - достаточно получить простое одобрение законодателей. Разумеется, такое одобрение будет дано автоматически, поскольку Дума уже находится в руках сторонников президента. В любой демократической стране подобная процедура была бы расценена как грубейшее нарушение конституционных норм и даже как уголовное преступление. Но только не в России.
Путин оправдывает эти шаги, говоря о необходимости консолидировать страну в борьбе с атаками исламских террористов, которые в течение четырех недель совершили в России четыре крупных террористических акта, унесших жизни более 500 человек. Для одних граждан России подобное объяснение выглядит вполне обоснованным. Другие просто слишком напуганы, чтобы выступить против.
Губернаторы, уничтоженные "законодательной инициативой Путина", вообще не оказали никакого сопротивления. Вместо этого они назвали это решение "конструктивным и продуктивным". И лишь небольшая группа либеральных политических деятелей выразила свое недовольство.
Запад, напротив, начинает хмуриться. Госсекретарь США Колин Пауэлл признал, что Вашингтон выражает "беспокойство" относительно этих шагов Путина, и заявил, что планирует обсудить данный вопрос с российскими чиновниками.
Решение Путина означает намного больше, чем простая консолидация исполнительной ветви власти. Это настоящий государственный переворот. И никакая парламентская оппозиция, никакая региональная администрация, которую это касается больше всего, никакие независимые СМИ не говорят о том, что с этого момента президент России будет вести политику "жесткой руки" и установит централизованную бюрократическую систему военного образца. Это делает его похожим на диктатора.
Сторонники Путина говорят, что все эти меры помогут уничтожать исламский терроризм. Однако подобное утверждение вызывает лишь смех. Те, кто в настоящее время отвечает за "крестовый поход" России против терроризма, возглавляют армию, милицию и секретную службу. Все эти генералы были назначены Путиным, не избраны путем всеобщего голосования. Если Путин назначит 89 чиновников и назовет их "губернаторами", это не окажет ни малейшего положительного воздействия на ход борьбы с терроризмом.
Теперь мы знаем, что две чеченские женщины-террористки, взорвавшие в прошлом месяце два российских пассажирских самолета, подкупили работников аэропорта, чтобы пронести на борт самолета взрывчатку. Они заплатили работнице пункта регистрации аэропорта сумму, равную 34 долларам. Были ли выбраны коррумпированные сотрудники службы безопасности аэропорта глупыми избирателями? Насколько помогает устранение независимых СМИ бороться с коррупцией в России? Превратит ли консолидация исполнительной власти Путина в Спайдермэна и поможет ли ему покончить с терроризмом через несколько месяцев?
Сторонники Путина утверждают, что теперь у него будут развязаны руки и он сможет добиться положительных изменений в жизни россиян в целом. Это еще одно смехотворное утверждение.
Вполне допустимо, что при случае авторитарный лидер сможет использовать массивный аппарат исполнительной власти, находящийся в его полном распоряжении, для реализации честолюбивых планов. Русский царь Петр Великий является хорошим тому примером. Он добился централизации России весьма жестокими средствами, но добился своей цели - технологической и культурной вестернизации страны. Нечего и говорить о том, что Санкт-Петербург строили в тяжелейших условиях десятки тысяч рабочих, многие из которых погибли при строительных работах. Но у царя, крайней мере, была четкая цель, и он действительно нуждался в "освобождении рук", чтобы ее достичь.
У Путина нет ни подобной цели, ни подобного плана. Он не является "человеком видения", его политическая программа неопределенна. Петр Великий походил на отца-деспота, который ввел "комендантский час" и наложил другие запреты на своих детей, потому что хотел, чтобы они сосредоточились на занятиях и успешно сдали вступительные экзамены в университет. А Путин - приверженец жесткой дисциплины без мотивации.
А что касается деятельности исламских террористов на территории России, то теперь они могут вдоволь посмеяться. Вместе с остальной частью страны мусульмане России теперь будут лишены права избирать тех руководителей, которых они хотят, - и это заставит диктатуру Москвы выглядеть еще менее законной, чем теперь. Скорее всего, исламский фундаментализм теперь распространится из Чечни на другие мусульманские анклавы в России, и россияне должны будут "благодарить" за это Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях