The Wall Street Journal | 23 сентября 2004 г.
Пекин: торговое пиратство и водоворот конфликтов
Фил Тинари
Чжу Дин-я, торговец из Шелкового переулка Пекина, считает себя одним из первых предпринимателей, появившихся в Китае. Когда в 1984 году он оставил постоянную работу в самой известной пекинской строительной организации, чтобы открыть магазинчик по продаже шелковой одежды и сувениров туристам, его родственники были настолько расстроены, что не разговаривали с ним целый год.
Но это обстоятельство его не остановило. Как и других 147 торговцев, которые через два десятилетия создали знаменитый Шелковый переулок - рынок под открытым небом с рядами лавок кустарей, примыкающими к американскому посольству, расположенному в дипломатическом квартале Пекина.
Сейчас это место стало одним из самых популярных туристических объектов города. Ежедневно более 10 тыс. посетителей протискиваются сквозь узкие переполненные людьми проходы, чтобы приобрести умело изготовленные подделки мировых брендов: сумки Prada, куртки на меху North Face и спортивные рубашки Ralph Lauren. Торговый оборот рынка составляет несколько десятков миллионов долларов в год.
Сейчас городские власти Пекина планируют закрыть уличный рынок и разместить торговые ряды в помещении нового высотного торгового центра, строящегося по соседству. Этот план стал причиной горячей схватки между торговцами и властями за будущее Шелкового переулка. Аппаратчики Коммунистической партии и разработчики нового проекта рассчитывают получить хорошую прибыль от открытия торгового центра, но 148 торговцев рынка жалуются, что их просто вытесняют из бизнеса, который они создавали таким трудом. Немалый вес в решении этого спора имеет и американское посольство, которое рассматривает закрытие кустарного рынка как очередной шанс покончить с продажей поддельных и пиратских товаров.
Конфликт вокруг Шелкового переулка наглядно отражает ту опасность, перед которой стоят многие частные предприятия, когда они становятся слишком крупными и конкурентоспособными в энергично развивающейся рыночной экономике Китая: каждый хочет иметь свою долю от прибыли.
Толпы туристов стекаются к торговым рядам Шелкового переулка именно для того, чтобы приобрести подделки фирменных товаров по низкой цене.
"Мы создавали это место нашим потом и кровью, а теперь они хотят его ликвидировать", - говорит Чжу.
Аукцион по продаже мест в новом торговом центре состоялся в начале июня. Стоимость договора об аренде на 5 лет прилавка в шесть квадратных ярдов составила около 477 тыс. долларов, делая помещение центра самой дорогой коммерческой недвижимостью в Китае. Лишь немногие из продавцов уличного рынка смогут арендовать площадь на новом месте.
"Во-первых, мы просто не можем себе этого позволить. Во-вторых, это несправедливо", - говорит 58-летняя Чжан Сюцинь, которая присоединилась к Чжу чтобы мобилизовать торговцев выступить против закрытия уличного рынка.
Чжу и Чжан говорят, что после выплаты всех налогов и арендной платы их торговые палатки дают доход около 600 долларов в месяц - этого вполне достаточно, чтобы отнести этих людей к категории среднего класса, но явно недостаточно для оплаты аренды помещения в новом торговом центре.
Битва за будущее Шелкового переулка стала причиной начала бурных общественных слушаний и появления в местном прессе публикаций, описывающих случаи злоупотреблений городскими чиновниками своим служебным положением.
Одной из "героинь" этих публикаций стала Го Ливэнь, руководительница районного административного комитета Коммунистической партии, курирующего рынок. Го и ее чиновники обвинили через прессу торговцев рынка в многочисленных правонарушениях и заявили, что рынок создает угрозу пожарной безопасности района. При этом они добавляют, что новый торговый центр "поднимет престиж Шелкового переулка".
Противники Го, в свою очередь, утверждают, что она прежде всего стремится извлечь личную выгоду от строительства нового центра. Наряду со своей основной деятельностью, она является акционером компании по продаже недвижимости, которая будет получать арендную плату с торгующих на новом рынке, а также акционером компании, которая будет регистрировать торговую марку и название этого рынка. Эта же компания выдавала в свое время лицензию торговцам рынка в Шелковом переулке. В офисе госпожи Го отказались комментировать этот вопрос.
Рынок в Шелковом переулке уже давно стал дойной коровой для крошечного подразделения городской администрации, которое возглавляет Го. Ежегодно районная администрация получает с продавцов рынка 600 тыс. долларов в качестве платы за аренду помещений и 1,3 млн - в качестве налоговых выплат. Однако новый торговый центр сможет дать намного больше. Когда в конце этого года строительство нового центра будет закончено, в нем можно будет разместить свыше тысячи торговых точек, что почти втрое больше количества точек на уличном рынке. Кроме того, в центре будут открыты секции по продаже ювелирных изделий, драгоценностей и антиквариата.
Торговцы уличного рынка также утверждают, что Го и ее чиновники хотят закрыть нынешний рынок, чтобы построить на этом месте стоянку для больших автобусов, которые будут подвозить туристов от гостиниц прямо к новому торговому центру. В июне районный партийный комитет объявил о скором рассмотрении вопроса о будущем Шелкового переулка, однако в последнюю минуту отменил это решение, когда стало ясно, что придется выслушать разгневанных торговцев, с одной стороны, и представителей американского посольства - с другой. Вместо открытого слушания была проведена закрытая встреча правительственных чиновников.
"Около сотни торговцев собрались в этот день у здания районной администрации, но нам даже не разрешили войти", - вспоминает Чжу, который все-таки пробрался внутрь, но так и не получил слова.
Некоторые из чиновников все-таки вступились за уличных торговцев, как, например, местный депутат по имени Ли Цзяньтун. "Вы не можете сказать, что рынок функционирует незаконно, - с возмущением говорил он. - Он соответствует всем стандартам, определенным в момент его открытия".
Ли очень хорошо знает, о чем говорит: в 1985 году, будучи ответственным чиновником районной администрации, он лично одобрил открытие рынка в Шелковом переулке. "Администрация не должна уничтожать предпринимателей", - заявил Ли, о чем с восхищением сообщили пекинские газеты.
Тем временем США рассматривают этот конфликт как повод для обсуждения проблемы этики и законности массового изготовления и продажи контрафактной продукции - претензии, на которую Китай не спешит реагировать. В июле посольство США опубликовало открытое письмо, в котором выражало надежду, что любое решение относительно будущего Шелкового переулка будет принято "с учетом обязательств Китая по соблюдению прав на интеллектуальную собственность".
При этом посольство отказалось уточнить, что оно имеет в виду. Но Джозеф Саймон, представитель компании Baker & McKenzie, который консультирует посольство по данной проблеме, говорит более прямо. "Люди говорят, что рынок - это развлечение, но то же самое они могли бы сказать и о проституции. То, что делают эти люди, является незаконным", - подчеркивает он.
По данным недавнего исследования, проведенного его юридической фирмой, ежедневный торговый оборот поддельных товаров колеблется от 181 159 до 301 932 долларов, иными словами, он составляет более 90% дохода рынка.
Оппозиция американского посольства смутила торговцев. "Большинство наших клиентов - американцы", - говорит Чжан Сюцинь. И действительно, клиентом уличного рынка был, в частности, бывший торговый представитель США в Китае Чарлин Баршефски, ставший впоследствии высокопоставленным чиновником, отвечающим за борьбу с контрафактной продукцией, благодаря которому в 1998 году американская таможня арестовала 40 пиратских партий шапочек "бини", закупленных на китайском рынке.
Дальнейшая судьба самобытного рынка в Шелковом переулке остается неясной и целиком зависит от решения районной администрации. Каждый четверг на рассвете торговцы приходят к зданию районной администрации, чтобы занять место в длинной очереди обиженных граждан, пришедших сюда высказать свои жалобы.
Чжан даже отпечатала на рулоне хлопковой ткани вопрос: "Вам нравится Шелковый переулок?" Она просит клиентов написать свое мнение и поставить подпись. "Да! - подчеркивает один из покупателей. - Мне очень нравится Шелковый переулок, и я надеюсь, что его никогда не закроют и не переведут в торговый центр".
А туристы тем временем продолжают стекаться на рынок. Моросящим утром на рынок Шелкового переулка пришел скульптор из Лос-Анджелеса Фред Маслави и примерно за 10 долларов купил красивый белый свитер с эмблемой фирмы Tommy Hilfiger, заплатив ровно половину цены, названной продавцом сначала. Это уже третья поездка Маслави в Пекин, и он надеется, что и впредь будет делать покупки в Шелковом переулке.
"Я часто заходил в крупные универмаги и торговые центры Пекина, но здесь совсем другое дело, - говорит он. - Если Шелковый переулок превратиться в торговый центр, он ничем не будет отличаться от остальных универмагов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях