Статьи по дате

The Times | 23 сентября 2009 г.

Шахматы эволюционируют вместе с политикой

Дэниэл Джонсон

Когда-то шахматы были продолжением холодной войны другими средствами, а сегодня матч-реванш между Каспаровым и Карповым будит воспоминания о крахе СССР, утверждает на страницах The Times редактор издания Standpoint Дэниэл Джонсон. На его взгляд, новая встреча Карпова и Каспарова заслуживает внимания не только любителей шахмат: во-первых, в годы холодной войны шахматы играли символическую роль, во-вторых, столь же символичны были матчи Карпова с Каспаровым для гибели СССР, в-третьих, ныне Каспаров в России является фактическим лидером оппозиционного к правящему режиму движения.

Если Ленин старался сделать шахматы внеклассовым хобби пролетариата, то Сталину импонировало, что шахматы - прежде всего игра в войну. По мнению автора, с 1945 года советские шахматисты брали верх над западными, так как в СССР шахматам обучались миллионы детей. Когда же юному американцу Бобби Фишеру удалось победить советских гроссмейстеров, это вызвало шок. Но гегемонию СССР восстановил молодой Карпов - после того, как Фишер отказался играть по общим правилам.

"Шахматы были инструментом дипломатии и социальной инженерии, но также убежищем для тех избранных, кого не развратил режим", - например, для Каспарова, утверждает автор. В возрасте 20 лет Каспаров завоевал право встретиться с Карповым. Их матчи совпали с эпохой Горбачева. Карпов первоначально поддерживал номенклатуру, Каспаров к концу 1980-х пришел в лагерь диссидентов. "Каспаров позиционировал себя как революционер, а Карпов - как пособник режима, но Каспаров смог превратиться из инсайдера в аутсайдера только после того, как научился играть на принципах системы", - утверждает автор.

Победа Каспарова над Карповым стала символом конца советской эпохи, а ныне Каспаров - символ сопротивления неосоветской эпохе Путина. Карпов отчасти стал его союзником: в прошлом году он навестил Каспарова в тюрьме, куда того лишили свободы за протесты против подтасовок на выборах, говорится в статье. Еще два года назад Каспаров уверял, что "партия" между российской оппозицией и Путиным вступила в "миттельшпиль" и "для Путина это начало конца". С тех пор российская оппозиция как никогда ослабла. "Но Каспаров твердо бросает вызову Путину, даже рискуя заплатить за это жизнью", - утверждает автор.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru