Le Monde | 23 сентября 2010 г.
Шаг вперед и шаг назад для российской дипломатии
Петр Смоляр
Два года спустя после молниеносной войны России и Грузии пейзаж на постсоветском пространстве изменился, констатирует Le Monde. "Перезагрузка, предпринятая Бараком Обамой, принесла плоды. (...) Европейские страны, прежде разрывавшиеся между правами человека и экономическими интересами, тоже сделали ставку на реализм. Даже продление аренды базы Черноморского флота РФ в Севастополе до 2042 прошло практически незамеченным", - пишет корреспондент Петр Смоляр. Сегодня европейские дипломаты сходятся в том, что отношения с Россией не должны более развиваться в обстановке взаимного недоверия. Открытость с российской стороны тоже бросается в глаза. Москва воспевает достоинства многополярности и сближения с США и ЕС, стремится привлекать иностранные инвестиции и формулирует предложения по созданию европейского пространства безопасности.
Администрация Буша полагала, что "цветные" революции в бывших советских республиках избавят их от влияния Москвы. "Но демократия, как показал пример Украины, не распространяется по рецепту", - признает Смоляр. В начале 2010 года "оранжевые" силы в результате внутренних распрей утратили свои позиции. На этот раз ни Москва, ни Вашингтон открыто не вмешивались в борьбу. С тех пор как вся власть сосредоточилась в руках президента Виктора Януковича, во внешней политике "намечаются очертания дипломатического нейтралитета по-украински, отдаляющие перспективу евроинтеграции", отмечает обозреватель.
Главная жертва такого триумфа прагматизма - Грузия. Михаил Саакашвили больше не пользуется привилегированной поддержкой администрации Обамы, данные на бухарестском саммите НАТО обещания принять Грузию и Украину в состав альянса обесценились, даже Польша дистанцировалась от Тбилиси, пишет автор статьи.
"Впрочем, следует трезво оценивать прочность нового расклада сил. Подобные этапы согласия [России с Западом] уже наблюдались после 1991 года. Чтобы оттепель продолжалась, огонь надо поддерживать", - подчеркивает Смоляр. Если новое соглашение по СНВ не будет ратифицировано, Барак Обама потерпит серьезную неудачу, замечает он.
"Помимо разоружения, где Россия еще может претендовать на статус великой державы, остается не так много сфер, в которых Москва еще является приоритетным партнером для Вашингтона. Россия не играет движущей роли в международных институтах, отдавая предпочтение альянсам со странами-соседями. Не означает этот новый расклад и окончания беспорядков на постсоветском пространстве", - говорится в статье. "Но наибольшие сомнения вызывает сама Россия. Слова о модернизации, которые уже год твердит Медведев, не находят конкретного воплощения. Политическая жизнь узурпирована партией власти, оппозиция загнана в интернет. Открытость вовне, закрытость внутри - такой расклад вызывает вопросы даже у многих представителей российских элит. Не станет ли стагнация проектом будущего?" - задает риторический вопрос обозреватель Le Monde.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях