La Repubblica | 24 апреля 2006 г.
Израиль и Иран: экономические отношения на миллионы долларов
Фабио Скуто
Государство, которое иранский президент Махмуд Ахмадинежад хотел бы "стереть с лица земли как раковую опухоль", как "гнилое и умирающее дерево", государство, которое будет разрушено "бурей", поставляет в республику аятолл семена для сельского хозяйства, современные сельскохозяйственные машины и крупные опреснительные системы. И все это потому, что несмотря на обвинения и угрозы, Израиль и Иран поддерживают тайные экономические отношения, и уровень их товарообмена в прошлом году составил несколько десятков миллионов долларов. И это еще не все.
Несколько недель назад группа в составе трех израильских инженеров побывала с визитом в Иране, именно в те дни, когда иранский кризис достиг наивысшего напряжения после объявления иранской стороной о начале процесса обогащения урана. Израильские инженеры приезжали в Иран, чтобы помочь в восстановлении некоторых объектов в Бушере, поврежденных в результате землетрясения.
"Нас очень тепло принимали руководители иранского правительства, никакой враждебности со стороны принимающей стороны не было," - рассказал вчера газете Yedioth Ahronot руководитель делегации, в пятый раз побывавший в Иране. Специалисты, имена которых газет не назвала, приехали в Иран со специальными документами, выданными некоей голландской фирме.
"Мы также были удивлены разницей между политическими отношениями двух стран и состоянием экономических отношений между Ираном и Израилем, которые мы могли оценить в десятки и десятки миллионов долларов в год", - сообщил все тот же израильский специалист.
По оценкам газеты, в последние годы двусторонние торговые отношения "переживают самый настоящий расцвет". В большинстве случаев речь идет о сельскохозяйственных товарах, закупаемых через третьи страны. Иран закупает семена для выращивания томатов, перца и огурцов. Но также востребовано оборудование для переработки хлопка и опреснительные установки.
Но неожиданные моменты в рассказе главы технической делегации на этом не заканчиваются. "Едва мы приехали в Тегеран, - рассказывает он, - как нас встретил правительственный чиновник, сопроводивший нас в шикарный отель, расположенный неподалеку от еврейского квартала города. Естественно, все время, что мы находились в Иране, нас повсюду сопровождали сотрудники иранских спецслужб".
Возникали и парадоксальные ситуации. Целью визита была оценка ущерба, нанесенного некоторым объектам в районе Бушера, где расположен "подозрительный" ядерный центр. Речь идет о зданиях, построенных израильской строительной фирмой еще во времена правления шаха. "Один из наших сопровождающих, который хорошо говорил по-английски, сказал нам, когда мы прибыли на место: "В Бушере есть кое-что еще, но это, естественно, не должно оказаться для вас неожиданностью".
О повседневной жизни в Тегеране у израильтян сложилось впечатление, отличающееся от того, что показывают по ТВ. "Вечером мы выходили на улицу, и, несмотря на исламские интегралистские установки их лидеров, ночная жизнь столицы ничем не отличается от жизни западных городов. У входа в диско-пабы полно молодых людей, внутри девушки снимают хиджабы и танцуют в синих джинсах".
Делегация приехала в Иран во время празднования Песаха, еврейской Пасхи. Этот праздник израильские специалисты отмечали вместе с 26-тысячной еврейской общиной Тегерана. "Они знали, что мы приехали из Израиля, но этот вопрос не обсуждался. Мы вместе ели традиционные угощения, пили хорошее вино. Было все, что необходимо для Пасхи. Евреи в Тегеране живут нормально, они занимаются коммерцией, у них есть синагоги. Конечно, с приходом нового президента атмосфера стала напряженнее, и власти взяли под контроль синагоги".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях