The Washington Post | 24 августа 2006 г.
Тест для Китая и России
Редакция
Прошло четыре года с тех пор, как было подтверждено наличие у Ирана ядерной программы, и за это время Тегеран преуспел в сдерживании международных усилий, направленных на получение гарантий, что обогащенной уран в Иране используется исключительно в мирных целях. Иногда инспекторам МАГАТЭ давали разрешение на въезд в страну; иногда во въезде отказывали. Иногда иранские лидеры категорически заявляли, что никогда не откажутся от своей программы, а потом, как в минувший вторник, начинали говорить о немедленных переговорах. Посылая противоречивые сигналы о намерениям, Иран расколол ряды своих критиков и отсрочил санкции, в то же время не прекращая наращивать запасы обогащенного урана. Сейчас вопрос заключается в том, допустит ли мир, чтобы им снова манипулировали.
Новая уловка Ирана - это ответ на двухуровневую инициативу пяти постоянных членов СБ ООН плюс Германия. Первый уровень - это пакет экономических и политических поощрений для Ирана в обмен на остановку ядерной программы. Второй уровень - резолюция ООН с угрозой применения санкций в том случае, если Иран откажется прекратить обогащение урана к концу этого месяца. И пряник, и кнут были поддержаны Россией и Китаем, так же как и США, Великобританией, Францией и Германией. Эти меры должны поставить Иран перед однозначным выбором: заморозить обогащение и вновь включиться в международное сообщество или продолжать обогащение и столкнуться с санкциями.
Неудивительно, что Иран пытается уклониться от этого выбора. Его ответ, представленный во вторник, предлагает не замораживание ядерной программы, а то, что иранцы называют "новой формулой" разрешения кризиса. То, что Иран будет пытаться увернуться, можно было предсказать, однако, если ему удастся этот трюк, это станет позором. Ирану дали понять, что он должен приостановить обогащение. Он этого не сделал. Таким образом, он должен подвергнуться действию санкций до тех пор, пока не передумает.
Администрация Буша, по всей вероятности, будет добиваться принятия в ООН резолюции по санкциям. Великобритания, Франция и Германия, похоже, готовы поддержать этот шаг. Но Россия и Китай, как сообщается, колеблются, а если их удастся убедить поддержать санкции, то ценой может стать мягкость этих санкций. Оттуда это сводящее с ума отсутствие мужества? Да, у России и Китая есть инвестиции в Иране, и обе страны могут получать злорадное удовольствие, глядя на усилия Ирана по подрыву американской политики в Ираке и в других местах. Но если Россия и Китай хотят, чтобы их принимали как силы поддержания глобальной стабильности, а на такой статус они претендуют, они не должны подрывать усилия Запада, нацеленные на разрешение иранского кризиса мирными путями. Ни одна ответственная держава не получит никаких преимуществ от сохранения напряженности на Ближнем Востоке, не говоря уж о возможной войне из-за ядерных амбиций Ирана.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях