Financial Times | 24 июля 2006 г.
Стратегия разрешения ливанского конфликта
Мартин Индик
Госсекретарь США Кондолиза Райс на этой неделе посетит Ближний Восток, что порождает надежду на успех американской инициативы по урегулированию ливанско-израильского конфликта. На поверхности можно обнаружить формирование редкостного консенсуса относительно необходимых элементов этой инициативы: полное прекращение огня; расширение влияния ливанского правительства на Южный Ливан; эффективная помощь международных сил ливанской армии в сохранении мира на границах с Израилем и предотвращение вооружения движения "Хизбаллах"; возвращение к израильско-ливанскому соглашению о перемирии от 1949 года с совместным комитетом по установлению границ для разрешения животрепещущих территориальных диспутов; переговоры об обмене пленными между правительствами Израиля и Ливана; международный фонд для реконструкции Ливана; и применение резолюции СБ ООН номер 1559 по разоружению и расформированию всех боевых отрядов.
Большинство этих элементов были очерчены в коммюнике "большой восьмерки" и в заявлениях премьер-министров Ливана и Израиля. Потребовалось бы не так много дипломатических усилий США, чтобы обеспечить соглашение между этими сторонами. Однако в этой схеме недостает одной детали - как заставить согласиться "Хизбаллах" - первопричину этого кризиса. "Хизбаллах" в крови, но не на коленях. Зачем им соглашаться на прекращение своего владычества в Южном Ливане с перспективой последующего разоружения?
Президент Джордж Буш и Кондолиза Райс потребовали, чтобы Сирия призвала "Хизбаллах" - своего союзника и получателя поддержки в виде снабжения - к порядку. Когда сирийские войска заняли Ливан, предыдущие госсекретари США отправлялись в Дамаск, чтобы убедить их сдерживать деятельность "Хизбаллах". Однако два года назад, когда на улицы Бейрута вышли миллионы ливанцев, требуя вывода сирийских войск, администрация Буша воспользовалась этим моментом, чтобы надавить на Сирию, вынудив уйти из Ливана. Теперь Буш не может предать ливанскую "революцию кедров", снова приглашая Дамаск вторгнуться в Ливан. Именно поэтому в программе визита Райс на этой неделе Дамаск отсутствует.
А может быть, попросить Иран поучаствовать в этой игре? "Хизбаллах" является дочерней организацией иранского режима, который ее финансирует, вооружает и обучает. Однако Иран не согласится на расформирование организации "Хизбаллах", служащей ему точкой опоры в сердце Ближнего Востока. Она была сформирована как стратегическое средство устрашения против военных ударов Израиля и США по ядерной программе Тегерана. Почему Иран должен отказываться от этого, если ему еще ни разу не пришлось расплачиваться за регулярное несоблюдение международных норм и обязательств по договорам? Он согласился бы только в случае, если бы счел сферу влияния в Ливане равной той, которую он обеспечил себе в Ираке. Это, очевидно, бесперспективная идея.
Использование Израилем военной силы для снижения ракетного потенциала движения "Хизбаллах" и сокращения их операций в Южном Ливане придает определенную значимость дипломатии Райс. Именно поэтому Буш воздерживается от требований о прекращении огня. Впрочем, маловероятно, что попытки Израиля разрушить инфраструктуру "Хизбаллах" могут сами по себе склонить террористическую организацию к подчинению международным требованиям. Действительно, распределяя свою инфраструктуру среди гражданского населения, "Хизбаллах" делает циничный расчет на то, что мировое сообщество, не желая мириться с гибелью мирных жителей по причине военных действий Израиля, обернется против Израиля и потребует от него безусловного прекращения огня. Это уже происходит в Совете Безопасности ООН, где блокирование со стороны США в конечном счете станет несостоятельным.
Райс нужна дипломатическая стратегия преодоления этих препятствий. Лучший выход для нее - это достичь соглашения в Совете Безопасности о пакете инициатив по прекращению огня. Однако осуществление этой программы должно зависеть от согласия движения "Хизбаллах" признать власть ливанского правительства в Южном Ливане и согласия на долговременный вывод их войск с этой территории, а также от первых шагов "Хизбаллах" к разоружению. Затем Райс должна отправиться в Бейрут вместе со своими коллегами по "ближневосточному квартету" и министрами иностранных дел Египта и Саудовской Аравии (арабскими покровителями Ливана) и настоять на том, чтобы ливанское правительство приняло пакет инициатив о прекращении огня.
Это позволило бы премьер-министру Ливана Фуаду Синьоре сказать "Хизбаллах": "Господа, мы больше не нуждаемся в вашем "сопротивлении". Ливанский народ слишком дорого за него расплачивается. Международное сообщество требует закончить войну. Мы можем получить согласие Израиля на прекращение огня, решить вопрос пленных и проблему Хар-Дов и получить деньги на восстановление Ливана, но только если вы прекратите операции, выведете свои силы с юга и подчините их контролю ливанской армии".
Одновременно с этим администрация Буша со всеми теми союзниками, каких она только сможет обеспечить, должна подать Ирану и Сирии отчетливый сигнал: если они не прекратят поддерживать "Хизбаллах" и ее военные операции, то они будут признаны ответственными за происходящее. К сожалению, только когда Иран и Сирия почувствуют, что могут сгореть на огне, который они помогли разжечь, они начнут пытаться погасить пламя. В таком контексте, если СБ ООН снова рассмотрит санкции против Ирана в связи с его ядерной программой, его поддержка "Хизбаллах" должна быть добавлена к списку прегрешений этого проблемного государства.
Дипломатическая инициатива Кондолизы Райс должна быть направлена на усиление ливанского правительства и изоляцию движения "Хизбаллах" при ясном понимании, что именно оно ответственно за продолжение конфликта. Если же "Хизбаллах" откажется вывести войска и согласиться на разоружение, не стоит ожидать, что США будут сдерживать усилия Израиля по уничтожению военной мощи "Хизбаллах" силой.
Автор статьи - посол в Израиле при администрации Клинтона, директор Центра Сабана по ближневосточной политике в Институте Брукингса
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях