Newsweek | 24 июля 2006 г.
Белый дом: задачи Буша под угрозой
Майкл Хирш
Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке - самый трудный экзамен для принципов внешней политики президента Буша
Команда Буша не видела, что грядет. Возможно, случилось так, что одновременно изверглось еще много вулканов. Ирак катился к гражданской войне, Иран наглел с каждым днем, северокорейские ракеты всколыхнули Восточную Азию. Президент между тем был занят предположительно конфликтным саммитом G8 у российского президента Владимира Путина. Да, два главных американских посланника на Ближнем Востоке - Дэвид Уэлч и Элиот Абрамс - находились в регионе, когда начались военные действия. Но ливанские контакты заверили их, что лидер "Хизбаллах" Хасан Насралла не планирует "подогревать ситуацию", в то время как "Хамас" и Израиль воюют из-за похищенного израильского ефрейтора, сообщил американский дипломатический источник. "У нас было шесть с половиной лет если не спокойствия, то стабильного сдерживания между Израилем и "Хизбаллах", - заявил он Newsweek. - Я никак этого не ожидал".
Если так, то нас - вместе с президентом - ввели в заблуждение, и это одна из причин того, почему Иран и Сирия быстро попали на подозрение как подстрекатели. По пути в Россию Буш и госсекретарь Кондолиза Райс быстро предприняли меры, чтобы остановить войну, хотя и поддержали Израиль в его праве вести наступление на "Хизбаллах". С борта своего самолета президент позвонил арабским союзникам, прежде всего - в Египет и Иорданию, подчеркивая, что нарушение "Хизбаллах" границы идет вразрез с международным правом. Буш хотел поставить арабских лидеров в известность, что он просит Израиль избегать действий, способных привести к свержению правительства Ливана и возвращению страны под контроль Сирии. Но за это он просил их оказать давление на "Хизбаллах" на чрезвычайном саммите Лиги арабских государств в Каире. В эксклюзивном интервью Буш сообщил Newsweek, что сказал арабским лидерам: "Давайте обеспечим, чтобы саммит не превратился в обычное осуждение Израиля, так как в этом случае уходит на второй план главный виновник" - "Хизбаллах" и "Хамас".
К удовольствию Буша, союзники его поддержали. Саудовская Аравия выступила с заявлением, недвусмысленно возлагающим на "Хизбаллах" вину за конфликт, подчеркнув, что "необходимо провести грань между законным сопротивлением оккупации и безответственным авантюризмом некоторых элементов в государстве". Президент Египта Хосни Мубарак и король Иордании Абдалла II в совместном заявлении, сделанном в Каире, повторили эту точку зрения.
Но в долгосрочной перспективе именно призывы, с которыми Буш не выступил или не смог выступить, возможно, определят различие подходов к обузданию очередного ближневосточного конфликта. В рамках своей политики изоляции организаций и стран, поддерживающих терроризм, администрация Буша не имеет связей с другими участниками войны или стоящими за ними государствами. Это подразумевает отсутствие диалога, даже по тайным каналам, с Ираном, Сирией, "Хизбаллах" и "Хамасом". Высокопоставленные американские источники заявили также, что Буш и Райс в настоящее время не собираются назначать посланника. (Уэлч после ряда встреч представителями Израиля и палестинским президентом Махмудом Аббасом в выходные, как и было запланировано, уехал в Ливию.) В результате президент должен смотреть и надеяться, в то время как его ближневосточный курс - поставленная им цель трансформации региона является первопричиной исламского терроризма - оказался в опасности. В его стратегию входит также изоляция Ирана при росте напряженности между Вашингтоном и Европой из-за действий Израиля. "В прошлом, если где-то на Ближнем Востоке случался кризис, США немедленно отправляли посланника высокого уровня, - заявил Имад Мустафа, посол Сирии в Вашингтоне, подтвердив, что правительство США связалось с его правительством лишь по поводу виз для американцев, бегущих из Ливана в Дамаск. - В этот раз американцы только обвиняют стороны, возлагают вину. И больше ничего".
Это не совсем так. Американские дипломаты прилагают усилия, чтобы удержать израильтян от убийства мирных ливанцев, несмотря на призывы израильских сторонников жесткой линии к ударам "библейской" суровости. "Израильтяне намерены потрепать "Хизбаллах", что, пожалуй, хорошо, - заявил американский дипломатический источник. - Не думаю, что их надо немедленно призвать к прекращению огня. Но мы говорим, что удары не должны быть разнузданными". По существу, Буш просит Израиль создать собственную версию "доктрины Буша", в центре которой стоят страны, отвечающие за террористические группировки. "В данном случае мы не считаем Ливан ответственным, - сказал Уэлч Newsweek в телефонном интервью из Иерусалима. - Мы проводим различие между правительством Фуада ас-Синьоры и "Хизбаллах". Именно поэтому президент говорил о защите демократии в Ливане".
Другая часть американской стратегии, заявил Уэлч, заключается в том, чтобы не дать Насралле превратить потенциальный альянс с "Хамасом" по поводу захваченных израильтян в единый фронт со стоящими за ним Ираном и Сирией. (Непосредственно перед атакой "Хизбаллах" Израиль и "Хамас" были близки к соглашению об обмене заключенными при посредничестве Египта. Позже Каир в частном порядке признавался американцам, что Насралла, Иран и Сирия оказывали давление на "Хамас", требуя выйти из переговоров.) "Будьте уверены, что мы не даем иранцам и Насралле, равно как и их субподрядчику Халеду Машалю, лидеру "Хамаса", живущему в Сирии, того, что они хотят, а они хотят связать две вещи, - сказал Уэлч. - Не знаю, случится это или нет, но так должно быть. Проблему Газы надо решать отдельно".
Вопрос в том, примут ли арабские шииты эту аргументацию. США внимательно следят за общественным мнением ливанцев, которым пока не за что благодарить Вашингтон. Америка, при помощи Франции, заставила Сирию вывести войска из Ливана после подозрительного убийства бывшего ливанского премьера Рафика Харири в прошлом году. (Проблема: поддерживаемая Сирией "Хизбаллах" была избрана в новый парламент Ливана, на который Израиль возлагает часть ответственности.) "Теперь администрация столкнулась с ситуацией, когда израильтяне вредят умеренному антисирийскому правительству Ливана, - говорит Аарон Миллер, бывший американский посланник на Ближнем Востоке, работающий сейчас в Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. - Вся эта операция провоцирует антиизраильские и антиамериканские настроения". Высокопоставленный ливанский чиновник на условиях анонимности заявил, что давление США на Израиль в лучшем случае незначительно. "На деле они как бы говорят израильтянам: вместо того чтобы сбросить на мост пять бомб, ограничьтесь четырьмя", - горько заметил он.
Буш прекрасно знает, что две главные задачи его президентства - борьба с терроризмом и продвижение демократии - рискуют столкнуться в Ливане. Неудивительно, говорит высокопоставленный израильский источник, что его страна получает из Вашингтона противоречивые сигналы. "Мы получаем поддержку и одновременно - просьбы сбавить тон. Но в этом случае давления нет". Несомненно, израильтяне напомнили администрации, как в прошлом году предупреждали Вашингтон, что он торопится с палестинскими выборами - поспешная демократия привела к власти "Хамас". Команда Буша отмела эти предупреждения.
Но даже израильский источник говорит, что при нынешней эскалации войны понадобится посредник. Он считает, что эту миссию мог бы взять на себя Вашингтон или ООН. Но он добавляет: "Кто возьмет на себя лидерство?" Очень скоро Бушу, возможно, придется вновь задаться этим вопросом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях