La Stampa | 24 июня 2008 г.
Джон Болтон: "Слишком поздно останавливать бомбу"
Маурицио Молинари
"Стойло закрыли, но быки уже разбежались". Так прокомментировал решение Европейского союза о принятии новых финансовых и экономических санкций против Ирана Джон Болтон, бывший постоянный представитель Соединенных Штатов при ООН и ветеран борьбы против распространения ядерного оружия.
- Что не так в этих санкциях Европейского союза?
- Их приняли слишком поздно. Если говорить точнее, они запоздали лет на пять. В то время Соединенные Штаты и Европейский союз были едины, они могли применить энергичные санкции и реально блокировать ядерную гонку Тегерана, но вместо этого они теряли время, они проявляли нерешительность, позволяя иранцам использовать в своих интересах переговоры, в которые они не верили, и продолжали тайно наращивать темпы своей ядерной программы.
- Фактом остается то, что Melli Bank является финансовым инструментом, при помощи которого иранцы осуществляли свою ядерную программу.
- Да, этот банк играл такую роль. Но достаточно вспомнить, что Тегеран уже несколько недель назад принял решение вывести из Европы капиталы в размере 75 млрд долларов. Европа решила заморозить финансовую деятельность Ирана на следующий день после этой колоссальной утечки капиталов. И зачем закрывать стойло, если быки уже разбежались. Тегерану новые санкции не нанесут никакого серьезного ущерба.
- Но тогда почему же Джордж Буш во время своего последнего визита в Европу настоятельно просил европейских союзников ввести такие санкции?
- Буш осуществляет политику санкций с 5-летним опозданием. Иранцы уже наладили процесс обогащения урана, их ядерная программа значительно продвинулась вперед, и подобные санкции, вне всякого сомнения, не сумеют ее блокировать. Сегодня решение о санкциях уже не имеет смысла. Его значение можно назвать символическим, чтобы подчеркнуть воссоединение США и ЕС, но в практическом плане оно абсолютно бесполезно.
- Чего следует ожидать от предстоящего саммита "большой восьмерки" в Японии?
- Было бы весьма позитивно по завершении саммита принять сильный документ, осуждающий иранскую ядерную программу, который бы поддержали, в числе прочих, Россия и Китай.
- За те несколько месяцев, что Буш еще будет находиться в Белом доме, что он может сделать дополнительно, чтобы остановить ядерную гонку Ирана?
- У него осталось только два варианта. Первый - смена режима в Тегеране, и второй, к сожалению, последний возможный вариант. Речь идет о военном ударе.
- Как санкции, введенные европейцами, могут повлиять на планы возможной израильской военной операции?
-Никак. Израильтяне принимают решения, связанные с их национальной безопасностью, не принимая в расчет того, что делают другие. И этот факт проявляется еще более очевидно в этом случае - случае запоздалых и неэффективных санкций.
- Иными словами, санкции не отменят удар?
- Это санкции, которые не влияют на иранскую программу.
- Недавняя неофициальная информация об израильских военных маневрах в Средиземном море позволяет понять, что удар неминуем?
- Эти сведения лишь подтверждают то, что военный вариант развития событий вполне реален. Речь идет о последней возможности, и очень грустно от того, что у нас практически не осталось альтернатив. Но ответственность лежит на международном сообществе, которое, осознанно или нет, льет воду на мельницу иранцев, позволяя им выиграть время, чтобы усовершенствовать свою атомную программу.
Также по теме:
ЕС поддерживает санкции против Ирана и замораживает банковские активы (The Washington Post)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях