Le Temps | 24 апреля 2008 г.
Итоги Чернобыля: кампания против соглашения, подписанного ВОЗ и МАГАТЭ
Каролин Стеван
НПО требуют пересмотреть текст соглашения, подписанного в 1959 году Всемирной организацией здравоохранения и Международным агентством по атомной энергии. Причина - сокрытие последствий катастрофы
Каждый год 26 апреля Европа вспоминает чернобыльскую катастрофу. Уже 22-й раз подряд правозащитные и научные НПО ежегодно пользуются этой возможностью, чтобы потребовать обнародования "истинных итогов" взрыва четвертого блока на границе Украины и Белоруссии. На этот раз коллектив "За независимость ВОЗ" собирается по случаю Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения, которая пройдет с 19 по 24 мая в Женеве, потребовать пересмотра соглашения, подписанного в 1959 году с МАГАТЭ и ставшего, по мнению критиков, причиной занижения масштабов последствий взрыва и распространения ядерного облака. По официальным данным, число жертв составляет 56 погибших и 4000 заболевших раком щитовидной железы.
Стандартное соглашение
"Контракт, связывающий две организации уже пятьдесят лет, мешает ВОЗ проводить исследования в ядерной сфере без согласования с МАГАТЭ, однако агентство является промышленным лобби, задача которого - распространение атома", - говорит Элисон Кац, бывшая сотрудница агентства ООН по здравоохранению, сегодня возглавляющая борьбу за его независимость.
По ее словам, это соглашение объясняет, почему расследования, проводимые в зонах, затронутых катастрофой, подвергаются "всевозможным манипуляциям": отсутствует перевод независимых исследований; анализ проводится в строго ограниченных временных рамках, чтобы обойти долгосрочную статистику смертности; в расчет принимаются только раковые заболевания и пр. "Мы опираемся на чернобыльский случай, потому что это чудовищная трагедия, - продолжает Элисон Кац, - но это, конечно, общая проблема".
Чтобы быть принятой к рассмотрению, поправка о пересмотре соглашения 1959 года должна быть внесена на обсуждение Генеральной ассамблеи двумя странами-членами. Говорят, что в этом "заинтересованы" северные страны. "Об изменении этого текста не может быть и речи, - утверждает Мария Нейра, директор департамента общественного здравоохранения и окружающей среды ВОЗ. - Это стандартное соглашение, которое подписывают между собой все структуры ООН. ВОЗ можно упрекнуть во многом, но точно не в недооценке влияния катастрофы на здоровье людей. Обычно нас упрекают в обратном! Мы работаем по таким строгим и четким правилам, что у нас практически не остается возможности делать неточные оценки".
В Вене твердят то же самое: "Конфликта интересов никогда не было. МАГАТЭ - не агентство по распространению атома, атомная индустрия не нуждается в том, чтобы кто-то ее рекламировал, - утверждает Дидье Лува, руководящий в МАГАТЭ программой распоряжения ядерными отходами и чернобыльским вопросом. - Мы не занижаем серьезность катастрофы 26 апреля 1986 года, напротив, мы присвоили ей седьмую, самую высокую, степень тяжести".
Бруно Пелло, бывший замдиректора МАГАТЭ, признает некоторую двойственность миссии венского агентства: "У МАГАТЭ двойная задача: одновременно осуществлять проверку и поддержку ядерных разработок. Я отлично понимаю, что некоторые выступают за разделение этих двух функций и, по-моему, это правильно. Манифестантам следовало бы отправиться в Вену, а не оставаться в Женеве!" С апреля 2007 года волонтеры по очереди ежедневно стоят перед штаб-квартирой ВОЗ, требуя пересмотра знаменитого соглашения. Собираясь в группы по два-три человека, активисты из Швейцарии, Франции и других стран размахивают плакатами, обвиняющими организацию в том, что она не помогает тем, кто в опасности.
Соотношение сил
Между чистой духовностью и теорией заговора, несомненно, есть нечто среднее. "Текст 1959 года не только препятствует разглашению информации, но и сдерживает проведение новых исследований, - подчеркивает Галя Акерман, автор книги "Чернобыль, возвращение к катастрофе" (Tchernobyl, retour sur un désastre). - Атомная энергетика представляется недолгосрочным заменителем нефти и газа. Многие правительства заинтересованы в ее развитии, особенно Франция, которая стремится строить АЭС в странах третьего мира. Чем дальше развивается атомная энергетика, тем активнее утверждается МАГАТЭ".
"Страны, использующие атомную энергию в мирных целях, не хотят пугать свое население, - продолжает Виктор-Ив Гебали, специалист из ООН. - А международные организации состоят из стран-членов и ими финансируются. Они - детища властей". А значит, все зависит от соотношения сил.
Также по теме:
Украина наконец-то построит в Чернобыле саркофаг (Libération)
Чернобыль - Эдем для дикой природы? (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях