Статьи по дате

The New York Times | 24 апреля 2008 г.

Кремлевские правила: Путин выбрал одну из церквей в ущерб всем прочим

Клиффорд Дж. Леви

Вскоре после того, как Методистская церковь пустила первые корни в российском городе Старый Оскол, у нее начались неприятности.

Сначала начались визиты сотрудников ФСБ - ведомства-преемника КГБ, очевидно, посчитавшего угрозой, что несколько десятков духовно ищущих людей собираются в тесных квартирах для чтения Библии и, возможно, скромного чаепития. Затем местные власти назвали церковь "сектой" и, наконец, в марте этого года закрыли ее.

После падения коммунистического режима был период, когда здесь, на юго-западе России, маленькие протестантские приходы расцветали - открыть церковь было почти так же просто, как универсам. Сегодня этот промышленный регион стал символом подавления свободы вероисповедания при президенте Владимире Путине.

Ужесточая контроль над политической жизнью, правительство также вторглось в вопросы веры. Местные власти во многих местах, выполняя волю Кремля, превратили Русскую православную церковь в фактически государственную религию, оттеснив другие христианские конфессии, которые, по-видимому, являются самыми серьезными конкурентами в борьбе за сердца верующих. Как следует из десятков интервью с правительственными чиновниками и лидерами религиозных общин по всей России, власти практически запретили протестантам заниматься миссионерством и создают неблагоприятные условия для проведения протестантских обрядов, применяя разнообразные меры притеснения.

Этот близкий альянс между властью и Русской православной церковью стал отличительной чертой правления Путина; правительство и церковь слаженными действиями укрепляют друг друга, что здесь принято называть "соборностью".

В эфире контролируемых Кремлем федеральных телеканалов Путин часто появляется в обществе главы РПЦ - патриарха Алексия II. На прошлой неделе телевидение подробно освещало тот факт, что Путин принял приглашение Алексия II присутствовать на службе на православную Пасху в это воскресенье.

Отчасти эти отношения основаны на общей националистической идеологии, призывающей восстановить мощь России после хаоса, который воцарился с распадом СССР. Враждебное отношение РПЦ к протестантским церквям и организациям, многие из которых имеют штаб-квартиры в США и имеют многочисленных прихожан в Америке, окрашено теми же антизападными настроениями, которые часто озвучивают Путин и другие высокопоставленные лица.

Другой причиной антипатии властей является, по-видимому, настороженное отношение Кремля к независимым организациям, которые не состоят в союзе с правительством.

В Старом Осколе, городе в 300 милях южнее Москвы, милиция выселила общину адвентистов седьмого дня из ее дома собраний, вынудив проводить службы в ветхом доме близ стройплощадки. Евангельским христианам-баптистам запретили арендовать театр для проведения фестиваля христианской музыки и не разрешили даже передать игрушки в дар детскому дому. Некий лютеранский пастор сказал, что несколько лет прожил в другом городе, так как опасался за свою жизнь. Теперь он вернулся, но старается держаться незаметно.

В марте городской иерарх РПЦ, духовник самых могущественных политиков региона, выступил по местному телевидению с проповедью, которую повторяли каждые несколько часов. Темой проповеди были еретики-протестанты.

"Мы сожалеем о тех, кого совлекли с пути истинного - об этих Свидетелях Иеговы, баптистах, евангельских христианах, пятидесятниках и многих других, кто разрезал ризы Христовы, точно разбойники, кто подобен солдатам, распявшим Христа, которые разорвали на куски священные ризы Христовы", - заявил этот священник, отец Алексей Зорин.

Подобная фразеология знакома протестантам Старого Оскола; в городе с 225-тысячным населением их насчитывается около 2 тыс. человек.

Преподобный Владимир Пахомов, пастор Методистской церкви, припомнил, что некий сотрудник ФСБ предостерег одного из его прихожан: "Протестантизм ожидают трудные времена - а может быть, и гибель".

Согласно закону, почти все протестантские церкви обязаны получить государственную регистрацию, чтобы заниматься какой-либо деятельностью помимо молитв на частной квартире. В нынешнем году власти отказались удовлетворить заявку на регистрацию, которую подал Пахомов: вначале они заявили, что предоставлены не все документы, а затем возразили, что церковь является прикрытием для коммерческой организации - какой именно, не уточнялось.

Пахомов обратился в суд, но проиграл дело. По его словам, теперь его могут арестовать за то, что он просто заведет с детьми беседу о посещении методистского лагеря.

"Они превратили нас в прокаженных, чтобы отпугнуть людей, - сказал Пахомов. - Эту атмосферу можно почувствовать каждой клеточкой тела: "Это не наше, это американское, это чужое, а от чужого мы не можем ждать от него ничего хорошего". Повсюду невежество".

Высокопоставленный представитель городских властей Юрий Ромашин сказал, что отказ в регистрации Методистской церкви был законным, пояснив, что правительство должно оберегать людей от подозрительных организаций, которые пользуются религией как прикрытием.

"Их цели не были святыми и благородными", - сказал он о церкви Пахомова.

По словам Ромашина, власти не проводят дискриминацию в отношении протестантов. "Мы должны создать условия для того, чтобы мы никак не попирали их права на вероисповедание и их свободу совести", - сказал он.

Однако, как и многие другие российские официальные лица, он назвал протестантские церкви презрительным термином "секты".

Религиозная нетерпимость

Ограничения, наложенные на российских протестантов (а их насчитывается около 2 млн в стране с 142-миллионным населением), никоим образом не достигли уровня ограничений, существовавшего в официально-атеистическом Советском Союзе, где власти жестоко притесняли религию. В некоторых регионах церкви сообщают, что не сталкиваются с особыми трудностями.

Российская конституция гарантирует свободу вероисповедания, а Путин часто высказывается против дискриминации. На встрече религиозных лидеров в 2006 году он сказал, что в современной России толерантность, в частности толерантность к другим верам, является фундаментом гражданского мира и важным фактором социального прогресса.

Путин также осуждает антисемитизм. Хотя за последние 20 лет многие евреи эмигрировали из страны, еврейская община - ныне насчитывающая несколько сотен тысяч человек - ныне переживает в России своеобразное возрождение.

Антисемитизм не исчез. Но в некоторых регионах он, по-видимому, вытесняется антипротестантизмом и, в меньшей мере, антикатолицизмом.

Михаил Одинцов, высокопоставленный сотрудник секретариата омбудсмена РФ, назначенного на свой пост Путиным, сказал, что большая часть жалоб на нарушения свободы вероисповедания, поступающих в его ведомство, касается протестантов.

Одинцов перечислил проблемы: "Регистрация, перерегистрация, проблемы с незаконным отъемом собственности, проблемы со строительством церковных зданий, проблемы с реконструкцией, проблемы с приездом пасторов из-за границы, проблемы с правоохранительными органами, обычно с милицией. Проблемы, проблемы, проблемы и еще раз проблемы".

"В России, - сказал он, - нет ни одной значимой, влиятельной политической силы, партии или какой-либо организации, которая отстаивала бы и защищала принцип свободы вероисповедания".

Отсутствие такой силы особенно заметно на региональном уровне. В марте по требованию епископа РПЦ прокуратура Смоленской области, что на западе России, закрыла методистскую церковь якобы за организацию крошечной воскресной школы без надлежащей лицензии на образовательную деятельность. Защитники церкви отметили, что многие церкви и другие религиозные организации в России имеют религиозные школы без лицензий, но не привлекаются к ответственности.

ФСБ по всей России воюет со Свидетелями Иеговы. По словам представителей этой церкви, в Нижнем Новгороде, городе в Центральной России, местные Свидетели Иеговы за последние несколько месяцев как минимум 12 раз были вынуждены отменять церковные мероприятия после того, как ФСБ грозило владельцам залов.

В феврале некоторые чиновники из сибирского города Новосибирска, третьего по величине в России, предложили создать комиссию по борьбе с "тоталитарными сектами", по их выражению. Губернатор Тульской области близ Москвы заявил, что американская военная разведка использует протестантские секты для "внедрения агентов" в Россию.

Чиновники не говорят конкретно о том, какие именно религиозные организации имеют в виду, но протестантские пасторы указывают: этот эпитет настолько широк, что большинство россиян полагает, что в этих высказываниях подразумеваются все протестанты.

Термин определенно проник в массовое сознание.

"Я православная, а значит, я против сект, - сказала учительница на пенсии Валерия Губарева, выходя из православной церкви в Старом Осколе, когда ее спросили об ее отношении к протестантам. - Наша русская православная вера нерушима, и ее не следует пытаться пошатнуть".

Как и другие прихожане, которых мы расспросили, Губарева сказала, что одобряет свободу вероисповедания.

Новая идентичность

Хотя в России очень мало людей ходит в церковь, результаты соцопросов демонстрируют, что россияне считают русское православие частью своей идентичности. В ходе одного из недавних опросов 71% респондентов назвали себя православными, тогда в 2003 году этот показатель составлял 59%.

В России проживает несколько сотен тысяч католиков. РПЦ находится в напряженных отношениях с Ватиканом и обвиняет католических миссионеров в попытках обращать россиян в их веру. Ватикан утверждает, что стремится лишь проповедовать среди людей, которые уже исповедуют католицизм.

Российские власти часто отказываются выдавать визы иностранным католическим священникам, которых Ватикан присылает, так как среди них очень мало россиян.

Мусульман в России намного больше, чем протестантов или католиков, - от 7 до 20 млн, смотря по тому, какие критерии предъявлять к соблюдению религиозных обрядов. Но РПЦ считает, что ислам куда менее привлекает новообращенных.

Значительное число протестантов в России имелось со второй половины XVIII века. После распада СССР в 1991 году западные протестантские конфессии сочли Россию плодородной почвой для своих проповедей и затратили большие средства на направление миссионеров, которые помогали бы уже имеющимся прихожанам и обращали бы новых.

Но РПЦ, при коммунистическом режиме подвергавшаяся широким преследованиям, возрождалась. Она боялась потерять прихожан.

Последовали ответные меры. В 1997 году, при президенте Борисе Ельцине, вступил в силу первый крупный федеральный закон, ограничивающий деятельность протестантских церквей и миссионеров; он требовал, чтобы многие из них получали государственную регистрацию. Но Ельцин находился с РПЦ в куда более амбивалетных отношениях, чем Путин, и в те хаотические времена законы не всегда исполнялись.

При Путине, который носит нательный крест и публично говорит о своей вере, правительство ввело дополнительные регуляционные правила, а законы часто исполняются более рьяно или, как утверждают некоторые протестанты, произвольно.

Со своей стороны РПЦ, исторически связанная с царями, наделила Путина легитимным статусом, поддержав его правление, поскольку он консолидировал власть и подавил оппозицию. В декабре, после того как Путин выбрал себе в преемники ближайшего помощника Дмитрия Медведева, Алексий II высоко оценил это решение, выступая по федеральному телевидению. Медведев, вступающий в должность 7 мая, с легкостью победил на выборах в марте.

Александр Федичкин, глава Российского евангелического союза, который представляет интересы многих протестантских церквей, говорит, что губернаторы, назначаемые Путиным, часто считаются с иерархами РПЦ.

"Чиновники часто нам говорят: "Пожалуйста, спросите православного архиерея насчет своей деятельности, и, если он согласится, вы сможете здесь работать", - пояснил Федичкин.

На просьбу прокомментировать такие жалобы Дмитрий Песков из пресс-службы Кремля ответил, что протестанты в России впечатляюще продвинулись вперед: за последние годы количество официально зарегистрированных религиозных организаций выросло почти в пять раз, превысив 23 тыс. Многие из этих организаций, по словам Пескова, являются протестантскими.

"Прежде всего надо сказать, что ко всем религиям отношение одинаковое, - сказал Песков. - Но в то же самое время мы не должны забывать, что Русская православная церковь - это ведущая церковь в России, самая популярная церковь в России".

Он добавил: "Если говорить о нарушениях в отношении протестантов или кого-либо еще, о возможных жалобах, то очень трудно выявить какие-либо тенденции".

Песков рекомендовал выяснить мнение епископа Сергея Ряховского, главы Российского союза пятидесятников (христиан веры евангельской), которого Путин включил в Общественную палату - консультативный совет Кремля.

Епископ Ряховский сказал в интервью, что, хотя Кремль высказывается в поддержку толерантности, в области религии ситуация тревожная. По его словам, мало что делается, если вообще делается, чтобы помочь протестантским церквям, которые постоянно натыкаются на запреты чиновников, когда пытаются получить помещения для проведения служб. Также, отметил он, Кремль, по-видимому, не заинтересован в том, чтобы убеждать священников РПЦ воздерживаться от нападок на протестантов.

"Эти вопросы - например, строительство и получение земельных участков - по всей России глубоко проблематичны, - сказал он. - Дело не в каких-то конкретных регионах или областях. Я, точно пожарный, вынужден спешно выезжать в разные районы страны и изыскивать возможности для диалога с властями".

Хватка православия

Белгородская область на юго-западе России, где находится Старый Оскол, традиционно является оплотом православия, а ныне находится в авангарде антипротестантской кампании.

В 2001 году, во время первого президентского срока Путина, в области был принят закон, резко ограничивающий миссионерскую деятельность протестантов. В более недавнее время власти области постановили, что все учащиеся средних школ должны изучать учебный курс, фактически являющийся курсом православия. В руководстве для учителей младших классов рекомендуется создать в школах религиозные кабинеты с изображениями Иисуса Христа, православными иконами и другими святынями.

Губернатор области Евгений Савченко, называющий себя православным губернатором, отказался дать интервью для данной статьи.

Арихиепископ Иоанн, иерарх РПЦ в Белгородской области, сказал, что русские связаны с православием глубокими узами, которые власть должна поощрять. "По сути, мы сейчас вступили в период, который можно считать вторым Крещением Руси, совсем как перед Крещением Древней Руси", - сказал он, подразумевая принятие христианства в России в 988 году.

По его словам, церковь стремится к теплым отношениям с другими конфессиями, хотя трудно не замечать зарубежные связи протестантов. "Знаете, меня вот еще что беспокоит: по большей части они являются порождением - прошу прощения, но я скажу правду - западных денег, - сказал он. - Естественно, они стараются выступать в роли обиженных, которые нуждаются в защите".

Архиепископ отрицал, что РПЦ поносит протестантов.

"Вы никогда не услышите, чтобы мы в своих проповедях пытались их осудить или говорили, будто они делают что-то дурное", - сказал он.

Строго говоря, в тот же день, когда архиепископ дал это интервью, местное телевидение неоднократно показало проповедь его подчиненного, отца Зорина, где протестанты уподоблялись убийцам Иисуса Христа.

В протестантских церквях Старого Оскола говорят, что власти оставляют их в покое только до тех пор, пока те существуют за закрытыми дверями. Именно по этой причине в недавние выходные протестанты кучками направились в те подходящие для собраний места, которые им удалось подыскать.

Лютеранский пастор, преподобный Сергей Матюх, в знак поддержки провел службу в некой маленькой квартире вместе со своим коллегой-методистом Пахомовым. Многие из присутствовавших на службе отметили: больше всего их беспокоит, что чиновники, которые их притесняют, когда-то клялись в верности коммунистической идеологии, а теперь перешли в лоно православия.

"Власть имущие - они, как, правило, атеисты, - сказал Геннадий Сафонов, работающий в области маркетинга. - Они поддались моде, этакой тенденции".

Одна из немногих протестантских общин, имеющих постоянное помещение, - это евангельские христиане-баптисты, которым в условиях относительной свободы в начале 1990-х удалось получить добротно построенное здание на несколько сотен прихожан. По их словам, им разрешают в нем оставаться, но не позволят найти другое помещение.

Местные протестанты должны получать предварительное разрешение властей на все действия, хотя бы отдаленно напоминающие миссионерскую работу. Баптистский проповедник, преподобный Владимир Котенёв, сказал, что его церковь вообще перестала о чем-либо просить.

"Разумеется, это будет расценено как пропаганда, адресованная нашему населению, - сказал Котенёв. - "Что за пропаганду вы ведете? - спросят они. - Американскую веру проповедуете?". Они рассуждают так: если ты русский, то ты обязан быть православным".

Также по теме:

Новая жизнь во Христе: Путин и РПЦ консолидируют власть в России (The Wall Street Journal)

Опасные связи Алексия II (Panorama)

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru