Financial Times | 24 августа 2004 г.
Стремление Путина к власти вредит России
Андерс Аслунд
В России творится что-то странное. Крупнейшая нефтяная компания ЮКОС вот-вот станет банкротом в разгар нефтяного бума, хотя это одна из самых эффективных и прозрачных российских компаний, которая производит 2% мировой нефти - столько же, сколько Кувейт и Ливия. Дело ЮКОСа способствовало росту мировых цен на нефть. Почему же дела пошли так скверно?
Причины этого кризиса столь же отвратительны, сколь и ясны: кажущиеся неутолимыми жажда власти у президента Владимира Путина и желание его друзей получить активы компании. В налоговом деле против ЮКОСа не хватает аргументов, ЮКОС использовал те же лазейки в законе, что и другие компании. Власти отвергли 11 предложений расплатиться со стороны компании, продемонстрировав, что доходы их не волнуют. Правительство нацелилось на активы компании.
Дело ЮКОСа определит второй срок Путина, который, скорее всего, будет совсем не похож на первый. Мало кто из президентов может гордиться таким успешным первым сроком, как Путин. Он не только консолидировал свою власть, но добился роста экономики и укрепил международные позиции России. В марте он был переизбран на второй срок, получив 71% голосов. Хотя выборы не были ни свободными, ни честными, популярность у него подлинная. Поскольку его партия "Единая Россия" получила большинство в две трети на декабрьских выборах в Думу, Путин сконцентрировал в своих руках всю власть. Может быть, это хорошо для него, но не для России.
Во время первого срока Путину приходилось балансировать между требованиями могущественных бизнесменов и своих бывших коллег из КГБ, и победа часто доставалась небольшой группе влиятельных либералов. Результатом стали впечатляющие рыночные реформы, питавшие экономический рост. Однако предпочтение Путин, по-видимому, отдает политическому контролю, национальной силе и экономическому росту. Такую программу не назовешь либеральной и демократической.
В период второго президентского срока этот дефицит демократии начал обходиться дорого. Путин победил всех своих противников: независимые СМИ, олигархов, региональных губернаторов, коммунистов, либеральные партии, парламент как таковой и даже правительственный аппарат. Власть, которой они раньше обладали, захватывают друзья Путина по КГБ и сохранившиеся крупные государственные предприятия оборонного, энергетического, трубопроводного, железнодорожного, телекоммуникационного и банковского секторов. Граница между этими двумя силами размыта, так как люди из КГБ занимают командные высоты в экономике.
Сдвиг в направлении государственного контроля является реальной угрозой российской экономике, поскольку все истории о крупных успехах последних лет связаны с процветающим частным сектором, тогда как государство явно проваливается. Многие надеялись, что Путин воспользуется мандатом популярности для реформирования государства для того, чтобы сделать государственное управление эффективнее, принять меры в направлении либерализации и приватизировать государственные монополии, усовершенствовать социальные службы. Но чтобы реформировать могучий государственный сектор России, нужны сильные союзники. Увы, Путин подавил все силы, способные помочь дисциплинировать государство - свободные СМИ и крупных бизнесменов. Вместо того чтобы реформировать тайную полицию и государственные монополии, он сделал их основой режима.
Приватизация практически остановилась. Более того, правительство добивается усиления роли государства в энергетическом и других секторах. Государство уже контролирует четыре пятых банковского сектора и, выдавливая частные банки, увеличивает свою долю. Между тем крупные государственные энергетические предприятия "Роснефть" и "Транснефть" в период нефтяного бума показывают падение прибылей. Короче говоря, Россия, по-видимому, отказывается от англо-американской модели конкурирующих частных предприятий в добывающих отраслях, которая была становым хребтом ее экономических успехов. Похоже, она примет очевидно провальную модель государственных монополий, которая применяется во многих странах, входящих в ОПЕК. Это, скорее рано, чем поздно, начнет мешать экономической экспансии.
Остается реформировать только социальный сектор. Федеральное собрание только что решило отменить многие социальные пособия, которые на самом деле никогда не выплачивались, и заменить льготы денежными выплатами. Одновременно Путин в пять раз увеличил собственную зарплату и зарплаты тысяч чиновников, у которых при этом сохраняются старые льготы. Неудивительно, что его популярность резко упала.
Успех реформ часто достигается, когда лидер пытается консолидировать власть. В этом случае ему приходится привлекать на свою сторону широкие круги избирателей и проводить привлекательную политику. Консолидировав власть, он может проявить особенности своего стиля. Путин теперь свободен, а база его власти состоит из офицеров спецслужб и менеджеров государственных предприятий - групп, славящихся коррупцией и секретностью, а не рыночными реформами и прозрачностью.
Таким образом, Россия в структурном плане становится похожей на Латинскую Америку, и аналогии с Карлосом Менемом из Аргентины и Альберто Фухимори из Перу напрашиваются. Оба лидера были успешными в первые сроки и потерпели сокрушительные фиаско во вторые. Не стоит рассчитывать, что политика Путина во втором сроке будет похожа на ту, которую он проводил в первый срок. Дело ЮКОСа может оказаться поворотным моментом.
Автор - директор российской и евроазиатской программы Фонда Карнеги.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях