Financial Times | 24 августа 2004 г.
Обходная атака на ЮКОС
Редакция
Не удовлетворенные результатами лобовой атаки на нефтяную компанию ЮКОС и ее основного владельца Михаила Ходорковского, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, российские власти, очевидно, обдумывают возможность атаки с флангов путем налогового давления на основное производственное подразделение ЮКОСа "Юганскнефтегаз".
Этот шаг, как и многие другие в саге ЮКОСа, могло бы показаться совершенно нелогичным и непродуктивным. Российские власти, казалось, были в высшей степени заинтересованы в том, чтобы получить справедливую цену за "Юганскнефтегаз", который может пойти с молотка, если к концу месяца ЮКОС не сможет выплатить недоимки по налогам. Только на прошлой неделе Кремль назначил немецкий инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценщиком производства. Однако, если этому налоговому требованию будет дан ход, "Юганскнефтегаз" пойдет с аукциона с навешанной на него ядовитой пилюлей в виде налоговых требований.
Единственное разумное объяснение - это то, что таким образом российские власти пытаются отпугнуть иностранных претендентов, одновременно сделав "Юганскнефтегаз" доступным для российских нефтяных компаний, которые, будучи достаточно дружественны к Кремлю, могут надеяться на постепенное снятие налоговых требований.
Если мы зададим себе сакраментальный ленинский вопрос "Кто кого?", станет совершенно очевидно, что президент Путин и его ближайшее окружение в Кремле хотели проучить Ходорковского за то, что тот посмел ввязаться в политику на стороне оппозиции. Это был одновременно акт личной мести и урок остальным олигархам. Но совершенно невозможно понять, каким непостижимым образом продолжающаяся травля ЮКОСа служит интересам нации.
Это стало еще более очевидно вчера, когда ЮКОС объявил о снижении производства нефти в этом году на 4,5%. И это сейчас, когда благодаря высоким ценам на нефть максимальное увеличение производства принесло бы прибыль и нефтяной компании, и министерству налогов, и российской экономике. Вместо этого компания сообщила, что в условиях, когда многие их банковские счета заморожены, а из других налоговики откачивают деньги в счет уплаты недоимок, им приходится снизить расходы в этом году на 700 млн долларов, а следовательно, снизить производство.
Однако власти, окутанные непроницаемым пузырем в отношении внутренней нефтяной политики, были несколько озадачены жалобами со стороны США по поводу влияния дела ЮКОСа на мировые цены на нефть и тревогами Китая по поводу интересов их поставщика ЮКОСа.
Значение уверенности западных инвесторов в российском рынке менее выражено. Иностранцы продолжают вкладывать средства в потребительский и кредитный сектор страны, где всплеск цен на нефть вызвал рост уровня спроса. Но с начала "дела ЮКОСа" ни одна западная нефтяная компания не заключает крупных сделок в России.
Пользуясь неограниченной властью во время своего второго президентского срока, президент Путин не нуждается в том, чтобы укреплять позиции за счет развала ЮКОСа. Но у него есть товарищи в Кремле, которые, возможно, надеются урвать кусок для себя. Президент не должен этого позволить, это не послужит ни его интересам, ни интересам России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях