The Times | 24 августа 2004 г.
Южная Корея и Китай сражаются за "королевство Камелот"
Ричард Ллойд Пэрри
В самих территориальных спорах нет ничего нового для Азии, однако не многие из них столь же причудливы, как спор между Южной Кореей и Китаем о территории древнего государства Когурё.
В Южной Корее по причине этого спора даже выдвигаются требования ввести экономические санкции против Китая и объявить бойкот его товарам. Активисты этого движения открыли в интернете сайт под названием "Защити Когурё!"
Газеты прогнозируют резкое ухудшение отношений между двумя странами, которое якобы наступит через 12 лет - и все из-за территории, которой уже давно не существует на карте. При этом речь вовсе не идет о пересмотре современных границ или стратегическом значении этой территории для той или иной страны. Спор ведется вокруг исторических прав Китая и Южной Кореи на государство, которое прекратило свое существование более 1300 лет тому назад.
Древнее царство Когурё было побеждено и захвачено соседями в 668 году н.э., но вчера в Сеуле южнокорейские дипломаты буквально умоляли заместителя министра иностранных дел Китая У Давэя отказаться от утверждения Пекина о том, что государство Когурё находилось на китайской территории.
"Попытки Пекина уничтожить историю Кореи следует расценивать не иначе как инфантильный шаг, - писала в недавней передовой статье газета Korea Herald. - Китайские власти должны понять, что никто из мирового сообщества не поддержит такие бессмысленные и деструктивные заявления".
Государство Когурё было основано в 37 году до н.э. и располагалось на территории, которая в настоящее время принадлежит Северной Корее и Южной Маньчжурии. Период государства Когурё корейцы считают "золотым веком" своей страны. Согласно летописям, основатель этого государства царь Чумон был не только превосходным лучником и всадником, но и обладал даром хождения по воде. Король Квангэто, один из самых известных правителей Когурё, основал город Пхеньян, нынешнюю столицу Северной Кореи.
В Когурё родились и жили многие выдающиеся ученые и буддийские подвижники. Древние королевские могилы Когурё, украшенные изящными фресками, были признаны ЮНЕСКО объектами мирового культурного наследия. И современное название "Корея", в конечном счете, тоже происходит от слова "Когурё".
Даже несмотря на то что северная часть территории этого древнего государства является теперь китайской, учеными всего мира она признана центром корейской цивилизации. Однако в прошлом году в китайских средствах массовой информации начали появляться статьи с утверждениями, что территория, на которой существовало государство когурё, всегда являлась составной частью Китая. В этих статьях также сообщалось, что группа китайских ученых разработала "Северо-восточный азиатский проект", в котором приводятся неопровержимые доказательства этого факта. Нет сомнения в том, что эти шаги получили официальное одобрение Пекина.
Точный европейский эквивалент подобного спора найти весьма сложно. Скорее всего он выглядит так, как если бы немцы внезапно предъявили претензии на земли легендарного королевства Камелот.
На форумах сеульских сайтов горячо обсуждается то, какие карательные меры в отношении Китая можно было бы применить в рамках общенационального движения протеста - от выпуска футболок с надписью "Руки прочь от Когурё!" до съемки пропагандистских фильмов. Южнокорейское телевидение объявило набор актеров для участия в съемках 100-серийной картины о временах государства Когурё.
В такой накаленной атмосфере невинные, на первый взгляд, события начинают принимать зловещий оборот. Когда было замечено, что Китай удалил со своих официальных сайтов все ссылки на древнюю историю Кореи, южнокорейские газеты объявили, что это преднамеренная провокация.
Почему же разгорелись такие жаркие страсти вокруг страны, которой больше не существует? Если посмотреть с точки зрения Сеула, то эта небольшая паранойя становится понятна. На протяжении всей истории Корейского полуострова за него боролись, захватывали и делили между собой соседние великие державы - Япония, Россия и Китай.
Мечта жителей Южной Кореи о воссоединении со своими отчужденными братьями на Севере и все планы по осуществлению этой мечты находятся под угрозой китайского экспансионизма, и это вселяет страх в народы обеих стран.
"Китай хочет заложить теоретическую основу для того, чтобы потребовать присоединения к нему части Северной Кореи, - заявил Ким Сун Хо, член южнокорейского парламента, когда вернулся с переговоров, на которых обсуждались проблемы Севера. - Китай сразу заявит об этом в том случае, если в процессе объединения Корейского полуострова вспыхнет гражданская война или иные беспорядки".
Некоторые граждане Южной Кореи считают, что их правительство не заняло по данному вопросу жесткой позиции в отношении Китая. И реальность действительно такова, что у Сеула нет иного выбора, кроме как продолжать диалог с Пекином.
В прошлом году Китай, догнав США, стал самым крупным торговым партнером Южной Кореи и ее крупнейшим экспортным рынком. В этом году объем торговли между двумя странами увеличился на 55%. И до тех пор пока Южная Корея будет нуждаться в Китае, ее древняя история будет стоять на втором месте.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях