The Washington Times | 24 августа 2004 г.
Новая энергия для новой интеграции
Ивей Чанг
Энергетический экспорт из России в Восточную Азию может стать движущей силой новой интеграции евразийской страны с регионом, укрепить безопасность и стабильность в зоне, для которой характерны соперничество и растущий спрос на энергию, отмечали участники недавней конференции в Вашингтоне.
"Энергия усилит влияние России и ее интеграцию с Северо-Восточной Азией" после ухода России из региона больше чем на десятилетие в связи с распадом СССР, заявил Джон Феттер, президент FSI Energy, находящейся в Пенсильвании и специализирующейся на энергетических и экологических проектах. Феттер выступил на прошедшей 22-23 июля в Международном научном центре Вудро Вильсона конференции, посвященной отношениям России с Азией.
Обладая крупнейшими в мире газовыми резервами и восьмыми по величине нефтяными резервами, Россия может использовать свою энергетическую торговлю для улучшения двусторонних отношений с азиатскими странами, считают некоторые эксперты. Строительство нефтепроводов, идущих через Сибирь и Сахалин в Китай, Японию и на Корейский полуостров, сблизит регионы, отмечают они.
Промышленно развитые Япония, Южная Корея и Тайвань не имеют энергетических ресурсов и зависят от импорта нефти. Китай, обеспечивавший свои энергетические нужды до 1993 года, когда он стал импортером, в прошлом году обогнал Японию по потреблению нефти и теперь уступает только США.
Китайский спрос на нефть будет расти, так как на дорогах появляются миллионы новых автомобилей, заявил вашингтонский эксперт Джеймс Дориан. Он отметил, что объем продаж легковых автомобилей в 2003 году вырос на 75%.
По прогнозам Энергетического информационного агентства (ЭИА) министерства энергетики США, спрос на нефть в Азии будет в два-три раза выше, чем в промышленно развитых странах Запада.
Нефть в Азию импортируется главным образом с Ближнего Востока, но кризис в Ираке и терроризм порождают опасения, связанные с нарушением нефтяных поставок.
Диверсификация источников нефти является общей стратегией, а российский энергетический рынок - привлекательной альтернативой. Газ, поступающий по трубопроводам, будет дешевле нефти, импортируемой с Ближнего Востока, и уменьшит давление на биржи Северо-Восточной Азии, считают некоторые эксперты.
Президент России Владимир Путин, сделавший энергетическую торговлю и развитие экономики российского Дальнего Востока одним из главных приоритетов своего второго срока, решает, строить ли трубопроводы, идущие из Ангарска в Китай или в Находку и Японию. Утверждают, что российская трубопроводная монополия "Транснефть" склоняется в пользу варианта Ангарск - Находка.
Предполагается, что газ из Находки будет поступать в Японию по трубопроводу "Сахалин 1". Планируется, что экспорт газа начнется в 2008 году. Японские компании Mitsubishi и Mitsui в партнерстве с Shell работают над проектом "Сахалин 2" по строительству первого в России завода по производству сжиженного газа.
Валовой внутренний продукт России в 2003 году вырос на 7,3% за счет экспорта нефти, нефтепродуктов и газа, по данным ЭИА. Агентство утверждает, что ее разведанные нефтяные резервы составляют 60 млрд баррелей.
Российский Дальний Восток, экономически отрезанный от остальной страны, обладает значительными природными ресурсами. Однако в регионе отсутствует необходимая инфраструктура, и для того, чтобы он стал прибыльным, требуются иностранные технологии и инвестиции. Развитие газовой отрасли недостаточно.
Для России, не имеющей четкой азиатской политики, экономический курс в энергетических вопросах может диктоваться геополитическими соображениями. Нефтепровод, соединяющий Турцию и Россию, показал России, насколько рискованна зависимость от одной страны как от покупателя, отметил Майкл Брэдшоу, профессор экономической географии британского Университета Лейчестера. Такие трубопроводы, как Ангарск-Находка привлекательны для российских лидеров, так как огибают Китай и не ставят Россию в зависимость от Китая, отношения с которым бывали напряженными, отметил Брэдшоу.
Россия и ее азиатские соседи не имеют традиции многостороннего сотрудничества, их отношения характеризуются "конкуренцией и конфликтом интересов", сказал Брэдшоу. Россия, вероятно, предпочтет двусторонние соглашения, добавил он.
Хотя Китай является четвертым крупнейшим торговым партнером России, ее торговые отношения с Китаем развиваются быстрее, чем с другими партнерами. В прошлом году торговля между ними, по данным китайского таможенного управления, достигла рекордного уровня в 15,76 млрд долларов.
Торговля между Россией и Японией в 2003 году составила 5 млрд долларов, то есть увеличилась на 40%. Объем торговли с Южной Кореей вырос на 27,3%, до 4,18 млрд долларов.
Вероятность того, что Россия не сможет обеспечить поставки, отчасти из-за господства государства в энергетическом секторе, в последнее время проявилась в конфликте вокруг ЮКОСа, частной нефтяной компании, которую Кремль обвинил в неуплате налогов. В июле ЮКОС получил указание остановить производство, что привело к повышению цен на нефть до небывалого уровня.
Тем не менее Россия может сыграть положительную роль в Восточной Азии, причем ее роль может быть важнее в сфере безопасности, чем в экономике и торговле, заявил Роберт Саттер, специалист по проблемам Азии из Университета Джорджтауна. Региональное соперничество ослабляет перспективы сотрудничества в Восточной Азии и создает небезопасную обстановку. "В результате страны начинают "хеджирование в безопасность", - отметил Саттер.
Соперничество между Китаем и Японией началось с завоевания Японией Китая, а теперь усугубилось возвышением Китая и сравнительным упадком Японии как экономического и политического азиатского лидера. Экономическая и военная модернизация Китая в сочетании с напряженностью вокруг Тайваня делает Тайваньский пролив опасной зоной вероятного военного конфликта.
У Японии традиционно непростые отношения с ее соседями в Восточной и Юго-Восточной Азии из-за японского колониализма и милитаризма, а ядерная программа Северной Кореи вызывает озабоченность в других странах.
Традиционное недоверие усугубляется распространенным в азиатских странах мнением, что энергетических ресурсов мало, заявил Джозеф Фергюссон из Национального бюро азиатских проблем в Сиэтле.
Азиатские правительства придают энергии стратегическое значение, а рынок играет важную, хотя и подчиненную роль в решении энергетических проблем, отметил Фергюссон.
Участие азиатских правительств в энергетическом секторе велико. Китайская государственная нефтяная компания China National Petroleum Corp. занимает господствующие позиции в производстве энергии, ценовых субсидиях, импорте и экспорте.
Энергия важна для экономического и промышленного развития Северной Кореи и является критически важным элементом южнокорейских планов объединения, отметил Феттер. Сеул выражает стремление к экономической и промышленной интеграции с Северной Кореей, нанимая низкооплачиваемых северокорейских рабочих, добавил он.
Геополитические результаты включают в себя экономический рост, создание новых рабочих мест и социальную стабильность. Газовая промышленность в Северной Корее обеспечила бы занятость, заявил Феттер.
Россия хочет участвовать в решении корейской проблемы, видя, что прекращение помощи Пхеньяну на 10 лет привело к "негативным результатам" в КНДР и ослабило влияние России в регионе. Однако против строительства трубопроводов, идущих в Южную Корею через КНДР, выступает администрация Буша.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях