La Repubblica | 24 августа 2005 г.
Черные тайны "пожирательниц душ" из Буркина-Фасо
Эмилио Пьервиченци
В распоряжении "ведьм" - по две плитки размером 40 х 40 см. На этом пространстве они едят, отдыхают, спят. На этом пространстве они хранят то немногое, что им удалось принести из своей деревни, и то немногое, что они нажили в этом доме, который стал их прибежищем. Тут их называют "ведьмами", в действительности, в Уагадугу, беднейшей столице государства Буркина-Фасо, они известны как "пожирательницы душ". Их история примитивна и трагична и повторяется то в одной деревне, то в другой - унизительный ритуал, которого ни одна из этих женщин не сумела избежать. Умереть или бежать - единственная альтернатива, которая им предоставляется.
Случается, что женщина остается одна: потому что она вдова, или потому что бесплодна, или просто муж ее бросил - и деревня начинает смотреть на нее с подозрением. Женщина становится раздражителем, очень часто ее одиночество приносит с собой и некоторую асоциальность, поэтому ее решают удалить из сообщества, и после определенного времени глава селения прибегает к одному из самых одиозных ритуалов племени.
Каждый второй житель страны является приверженцем религии анимизма, основанной на культе предков и духов (вторая половина исповедует ислам). Когда в деревне умирает житель, вина за это возлагается на женщину. Чтобы продемонстрировать, что от этой женщины лучше избавиться, тело умершего на носилках их сухой травы проносят по всей деревне. Когда шествие проходит мимо дома будущей ведьмы, тело неожиданно начинает подскакивать.
"Вот, - кричит глава селения, - это женщина, которая украла у него душу!" Вывод предельно ясен. "Ведьме" дается ночь на размышление, как поступить. Если она осталась, глава селения решает, как ее казнить: на костре или забить камнями.
Отец Винченцо, 71-летний миссионер с длинной белой бородой, приехал в Буркина-Фасо в 70-е годы. Ему хорошо известны эти варварские обычаи. Он видел достаточно "ведьм", многих ему удалось спасти. Несмотря на ненависть местного населения, он все же принимает у себя беглянок, обещает обеспечить сносную жизнь и предлагает тарелку супа. "Почти десять лет я выезжаю в саванну и собираю обесчещенных женщин. Обычно происходит так: мне в миссию приходит сообщение, мне дают точные координаты, и я выезжаю. Иногда я не успеваю вовремя. Но вот последняя женщина, которую я нашел и дал ей имя Катерина, хочешь с ней познакомиться?"
Мы находимся в Центре Дельвенде Те Тангин, 25-й сектор Уагадугу. Это дом "ведьм". Сюда можно попасть по улице, где расположились торговцы. Вдоль дороги вырыта канава, своего рода резервуар для сбора воды в сезон дождей. Это ответ правительства на проблему воды, которая в этой стране, расположенной очень далеко от моря и занимающей девятое место в мире по производству картофеля, является настоящей национальной проблемой. Продолжительность жизни в этой стране не превышает 45 лет, 86,6% населения безграмотны, 51% детей в возрасте от 10 до 14 лет работают, чтобы выжить. Еще один грустный рекорд.
Катерина и ее подруги-"ведьмы" живут в четырех больших бараках, и здесь благодаря Красному Кресту есть пол и крыша. Женщины появляются из непредставимой темноты и очень медленно привыкают к другой жизни. Все они бедные старушки, морщинистые, измученные болью, но все еще сохраняющие силы для улыбки. Падре Винченцо спрашивает меня шепотом: "Чувствуешь какой-нибудь неприятный запах?" - "Нет". - "Правда? Это стало непростым завоеванием. Они чисто вымытые, эти мои "ведьмы", и никто не смеет до них дотрагиваться".
В этих бараках женщины давят семена хлопка, чтобы получить масло. Они все делают руками. На улице расположилась кухня: много маленьких костерков, которые они называют ameliores. Если хочешь пользоваться общей кухней, есть большая кастрюля, где готовят до 500 порций в день, они предназначаются не только для живущих здесь женщин, но и для бедняков, которые стучат в ворота центра. Во дворе расположен алтарь для молитв: на стенах нет крестов, лишь стол, стул и старый ковер на земле.
"Здесь любой может помолиться своему Богу, никто никому не навязывает религиозных представлений", - уточняет падре Винченцо.
История Катерины такова. Ее нашли пару месяцев назад в саванне, в 30 км от Уагадугу, когда она уже превратилась в мешок с костями. "Ведьму" привезли в католическую миссию города, где ее подлечили, там ее и нашел Винченцо.
Однажды женщина спросила священника, почему он заботится о ней. "Ты белый, а я была вынуждена бежать от моего народа, который хотел меня убить". - "Потому что все мы братья", - ответил падре. "Если мы братья, то кто твои родители, а кто мои?" - спросила она. "Господь Бог и Дева Мария", - ответил Винченцо. "Я хочу их узнать", - сказала "ведьма". "Ты их узнаешь, когда умрешь", - успокоил ее Винченцо. "Тогда я хочу умереть сейчас". - "Не тебе решать, когда ты с ними познакомишься, они знают твое время", - завершил дискуссию падре Винченцо.
С этого дня Катерина, принявшая христианство, ждет смерти. У нее ничего нет на этом пространстве в две плитки. "У меня ничего нет, потому что мне ничего не нужно, - говорит она, - потому что обо мне позаботятся мои родители". Винченцо улыбается. Он не выглядит обеспокоенным: "Я не дам ей умереть, рано или поздно я что-нибудь придумаю, чтобы ее ободрить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях