InoPressa: тема дня | 24 августа 2007 г.
Россия покончила с бессилием 1990-х
Обзор прессы
Зарубежные СМИ сегодня анализируют изменившееся поведение России на международной арене.
Журнал Time публикует аналитическую статью "Почему Россия играет мускулами".
Конечно же, геополитическая вражда - явление, возникшее задолго до США и Советского Союза, еще в эпоху Римской империи, указывает обозреватель. А возрождение такой конкуренции между Вашингтоном и Москвой не удивительно, учитывая то, как Россия была ослаблена в 1990-е годы, когда резко снизилось ее региональное и общемировое влияние. Но цены на нефть в 70 долларов за баррель позволили Кремлю наполнить казну и направить деньги в военную отрасль. Рост военных расходов последовал за серией шагов со стороны Вашингтона, которые дополнительно огорчили Россию: в их числе и расширение НАТО, и планы по созданию объектов ПРО в Чехии и Польше, и война в Ираке. Отчасти в ответ на это Россия недавно разместила свой титановый флаг на Северном полюсе, испытала новую баллистическую ракету, предположительно способную преодолевать пресловутый противоракетный щит Вашингтона, и заблокировала действия ООН по предоставлению Косово формальной независимости от российской союзницы Сербии.
Официально Вашингтон не выражает обеспокоенности недавними действиями России. Однако в американском правительстве чувствуют, что отношения с Россией пострадали из-за занятости администрации "глобальной войной с террором" и конфликтом в Ираке. "Есть старая шутка, что Вашингтон - город одного кризиса", - поясняет Ариэль Коэн, эксперт по России из консервативного вашингтонского фонда "Наследие". Кроме того, добавляет он, США долгое время неправильно оценивали характер постсоветской России. "Они полагали, что Россия окажется той же Францией, пусть побольше и похолодней, страной, которая часто раздражается и много болтает, но ничего не делает".
Для России один из способов ответить на происходящее - угождать Китаю, который в годы холодной войны был стратегическим противником Москвы. Это делается с помощью Шанхайской организации сотрудничества, которая недавно провела в России военные учения с участием 6,5 тыс. солдат. Группу, которой уже шесть лет и которую иногда называют "клубом диктаторов" (в нее входят авторитарные правительства бывших республик СССР - Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), некоторые в руководстве США рассматривают как новый вариант Варшавского договора, целью которого может быть противостояние НАТО. ШОС отказала Вашингтону в статусе наблюдателя, но при этом с удовольствием предоставила таковой Ирану, сетует издание.
The Guardian сегодня дает возможность высказаться русскому автору, проживающему в Лондоне. В статье "Путин демонстрирует силу" Анна Матвеева пишет: Мусульманин из Кашмира, владелец лавки неподалеку от моего дома в северной части Лондона, знает, что я русская. Недавно он признался мне, что симпатизирует президенту России - сильному человеку, который не боится перечить американцам. Как и во времена СССР, Россию рассматривают как единственную силу, которая способна бросить вызов американской гегемонии, пусть и в чисто символическом смысле.
Нынешние шаги, направленные на возрождение военно-промышленного комплекса и восстановление дежурства дальней стратегической авиации, вообще говоря, закономерны - это отсроченная реакция на унижение 1990-х. Для Путина эти меры - "акт возмездия" за несправедливое отношение Запада к России, когда она была слаба и бедна.
Конец биполярного мира придал США ощущение глобальной ответственности, которое постепенно трансформировалась в чувство безграничного господства, возродившее неоконсервативную доктрину упреждающего вторжения в страны с неугодными Вашингтону режимами. Россия едва ли одинока в своем несогласии с такой моделью мирового порядка, и наверняка не одна она чувствует себя обделенной в новой международной системе, где доминируют США. И Москва может сделать так, чтобы ее услышали, - вот чем она отличается от многих.
Выводы автора таковы: Возможно, было бы неплохо, чтобы возрожденная мощь России с учетом появления на поле международной безопасности таких новых игроков, как Китай, ограничила бы притязания США на право вмешиваться в политику других стран. Возможно, тогда в обозримом будущем мы были бы избавлены от перспектив "нового Ирака", например, в Иране, и попыток построить демократию в Северной Корее.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях