Süddeutsche Zeitung | 24 августа 2009 г.
Дьявольский пакт
Даниэль Бресслер
Вину за роковые последствия подписанного Россией и Германией пакта должны поделить между собой немцы и русские, считает постоянный автор Sueddeutsche Zeitung Даниэль Бресслер. Однако Россия, добавляет корреспондент, свою вину в уничтожении Польши отрицает.
23 августа 1939 года министры иностранных дел СССР и Третьего рейха Вячеслав Молотов и Йоахим фон Риббентроп подписали документ, суть которого, по мнению баварского издания, нашла свое максимально точное отражение в карикатуре британца Дэвида Лоу. На рисунке изображены два вооруженных человека, которые, приподняв головные уборы, заводят знакомство. "Отродье рода человеческого, полагаю?" - приветливо склонившись, вопрошает один. "Кровавый убийца рабочих, осмелюсь предположить?" - заключает другой. Между ними лежит поверженная Польша.
Эта карикатура, продолжает Бресслер, отражает цинизм и подлость двух держав и символизирует не зажившую до сих пор душевную травму народов, живущих между Германией и Россией.
То, что последствия пакта Гитлера-Сталина живы в умах жителей Польши и стран Балтии спустя 70 лет, наглядно демонстрирует эпизод двухлетней давности. После известных событий в Эстонии - речь идет о переносе памятника советскому солдату из центра Таллина - в защиту позиции России выступил экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Он говорил как человек, с юношеских лет пытавшийся переосмыслить прошлое своей страны, и как политик, всегда признававший преступления национал-социализма. Но вместе с тем, добавляет автор, в памяти эстонцев русские так и остались оккупантами, и в лице Шредера говорил сын солдата вермахта, который пытался научить уму-разуму жертв нацизма и сталинизма. А также представитель германо-российского газового консорциума.
Исторический груз, по мнению автора публикации, особенно тяжек еще и потому, что Россия не торопится с окончательным раскаянием. В ходе "перестройки", отмечает журналист, Советский Союз признал наличие дополнительного протокола к пакту о ненападении, согласно которому Москва и Берлин поделили между собой Польшу и Балтику. Тем не менее при президенте Путине и сегодня при его преемнике Медведеве российская историческая наука идеологически сближается с советской. Российские военные историки, продолжает издание, даже называют тот документ тактическим маневром, который в конце концов способствовал победе над фашизмом. Пакт с нацистами называют хитрым ходом, на который Москва вынуждена была пойти в связи с враждебностью западных держав в отношении СССР.
"Российское руководство готово отстаивать подобные исторические гипотезы всеми доступными средствами", - продолжает Бресслер, имея в виду созданную президентом Медведевым Комиссию по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России.
В задачу комиссии входит среди прочего защита от посягательств славы российской победы во Второй мировой войне - в том числе и в ущерб исторической правде, отмечает автор. "Авторитарная Россия не станет терпеть честного обращения с преступлениями прошлого", - пишет автор материала, приводя в качестве примера позицию Москвы в отношении массового убийства польских офицеров в Катыни.
Как признает автор публикации, в последнее время в странах Балтии участились случаи неприемлемого отождествления советской и германской оккупации. Российская сторона отвечает на это не менее предосудительным отрицанием сталинистского террора.
Как отмечает в заключение издание, Германия сегодня вынуждена искать компромисс с Россией в силу геополитических и экономических причин. Тем не менее, компромисс в исторических оценках общего прошлого неприемлем, подчеркивает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях