Tagesspiegel | 24 августа 2016 г.
Как АдГ добивается расположения русских немцев
Мариа Фидлер
В ходе предвыборной кампании по выборам в берлинский ландтаг АдГ активизирует свои попытки добиться расположения русских немцев, сообщает Tagesspiegel.
Долгое время он не интересовался политикой, признается Александр Вольф. А потом случился украинский кризис, война в Сирии, в Берлин хлынули беженцы. "Вот тут я и перестал одобрять решения немецких политиков", - с легким акцентом рассказывает сотрудник страховой компании, выходец из России, с которым побеседовала корреспондент издания Мариа Фидлер.
Русские немцы не привлекают к себе большого внимания, однако в одном только административном округе Берлина Марцан-Хеллерсдорф проживает порядка 20 тыс. выходцев из республик бывшего СССР. В Берлине, по разным оценкам, их число составляет 150-200 тыс. человек. "Это делает их интересной электоральной группой в преддверии выборов в берлинский ландтаг", - замечает автор.
"Особую заинтересованность в симпатиях русских немцев демонстрирует АдГ: партия даже выпустила серию листовок, на которых важнейшие требования отпечатаны как по-русски, так и по-немецки. В своей предвыборной программе правые популисты целенаправленно выступают за интересы этой группы избирателей. Например, требуют сохранения бюджетных отчислений на меры по интеграции русских немцев", - поясняет Фидлер.
АдГ намерена оттянуть на себя голоса переселенцев у ХДС, традиционно выступающей за их права. Последние выборы в ландтаги продемонстрировали успех правых популистов в районах, традиционно заселенных выходцами из бывшего Союза.
Удастся ли повторить этот успех в Берлине, задается вопросом журналист? Когда в Германии речь заходит о русских немцах, как правило, в виду имеются переселенцы из бывших республик Советского Союза, получившие немецкое гражданство. Эти люди были знакомы с Германией лишь по рассказам своих предков. Александр Вольф - один из них. Он приехал в Германию в 1998 году из Сибири, его предки жили в Баварии. "Во мне течет немецкая кровь, все мои предки немцы и я ощущаю себя немцем", - говорит маклер.
"Русские немцы ощущают свою тесную связь с Германией. Они - патриоты с национальной и консервативной жилкой", - считает Буркгард Дреггер, представитель ХДС по вопросам политики интеграции. И его партия борется за симпатии русских немцев, отмечает корреспондент. ХДС традиционно считается партией переселенцев, поскольку именно при Гельмуте Коле выходцы из СССР получили возможность стать гражданами Германии.
Однако, замечает 40-летний Вольф, политики далеко не всегда выполняют свои предвыборные обещания. Кроме того, он не видит большой разницы между крупными партиями. И подобные настроения распространены среди подавляющего большинства русских немцев - хотя лишь немногие готовы открыто говорить об этом.
Александр Вольф не скрывает своего опасения и в связи с наплывом беженцев. По его словам, у правительства не было четкого плана по их размещению и регистрации. "Я перестал чувствовать себя в Берлине в безопасности. Я волнуюсь за свою 17-летнюю дочь", - признается он.
Русские немцы нередко с недоверием относятся к мигрантам, отмечает автор статьи. Многие переселенцы перед своим приездом в Германию идеализировали ее. "Присутствие здесь "не немцев" не отвечало их представлениям о гомогенном немецком обществе", - поясняет Яннис Панагиотидис, эксперт по миграции и интеграции русских немцев из Университета Оснабрюка. "Кроме того, многие из них разочарованы в связи с тем, что их самих не всегда считают немцами", - говорит он.
"АдГ разыгрывает национальную карту на фоне того, что многие сегодня испытывают страх перед чужаками. Это чистой воды использование сложившейся ситуации", - говорит Дреггер.
Берлинское отделение АдГ подчеркивает свою мнимую близость с русскими немцами. "Конечно, они близки АдГ, поскольку также консервативно структурированы, им важны семейные ценности, воспитание и образование, правильное отношение к труду", - говорит Ханс-Йоахим Берг, в прошлом - член ХДС, а сегодня входящий в пятерку АдГ на выборах в ландтаг. "Кроме того, наша партия выступает за нормализацию отношений с Россией и против экономических санкций. Этим мы можем заработать очки", - добавляет политик.
По мнению Панагиотидиса, социальный профиль избирателя, голосующего за правых популистов, важнее тех тем, которые в своей предвыборной кампании затрагивает АдГ. "АдГ пользуется популярностью у прослойки рабочих, у безработных и разочарованных сторонников консервативных идей - русские немцы широко представлены во всех этих группах", - объясняет он.
Александр Вольф не делает тайны из того, за кого будет голосовать. "За Левую партию. Эти политики хотя бы говорят правду". Однако он не исключает, что если и левые его разочаруют, он сможет изменить свои политические предпочтения. И тогда шанс появится у АдГ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях