El Mundo | 24 декабря 2001 г.
Что стало с "гомо совьетикус"?
Франсиско Эрранс
"Доверяй, но проверяй", - подчеркивал Рональд Рейган, говоря о том, как Западу следует строить свои отношения с "гомо совьетикус".
В словах бывшего американского президента была доля правды, поскольку очевидно, что бывшие советские граждане очень недоверчивы и никогда не стараются сделать все возможное, чтобы выполнить свои обещания. В этом нет ничего нелогичного, поскольку они выросли в обществе, где было обычным нормированное распределение благ, и где еще не забыли о прошлом, полном страха и репрессий.
Показав себя народом, способным адаптироваться к смене обстоятельств, какой бы резкой она ни была, гомо совьетикус выжил, но сохранил при этом плохую привычку пренебрежительного отношения к человеческой жизни.
Это опасное равнодушие к жизни проявилось во время трагических событий осени 1993 года в Москве, когда авторитарный Борис Ельцин решил подвергнуть обстрелу Белый дом ? тогда в нем находилась резиденция парламента - чтобы силой выбить оттуда строптивых коммунистов. Так вот, группа москвичей - достойные представители гомо совьетикус - смотрели, как танки ведут огонь по зданию, находясь всего в 200 метрах от места событий. Среди них были родители с маленькими детьми в колясках.
Что осталось от этой породы, которая десять лет назад, казалось, была обречена на вымирание? Довольно много. Русские - читай, советские, поскольку для этой части Европы эти понятия были тождественны - несут на себе отпечаток Ленина и Сталина. Трудно определить, каковы они на самом деле. Русские - фаталисты, оппортунисты и закрытые для чужих люди, но в то же время они идеалисты и поддерживают прекрасные отношения со своими друзьями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях