Tageszeitung | 24 декабря 2003 г.
Дельфины - примитивные животные
Вольфганг Лёр
Для гурманов устрицы, улитки или каракатицы являются чем-то особенным, как правило, лишь тогда, когда они, хорошо приготовленные, оказываются на столе. И вряд ли хотя бы одному из гурманов за обедом придет в голову мысль о том, что у каждого моллюска есть свой характер.
Ученые, изучающие поведение животных, долгое время не интересовались моллюсками, предпочитая работать с серыми гусями и шимпанзе. В частности поэтому они так поздно обратили внимание на беспозвоночных животных, обитающих в водной среде.
Лишь в начале 90-х годов исследователи с удивлением обнаружили, что головоногие, например, каракатицы, могут перенимать опыт у своих собратьев. Проведенные на зоологической станции в Неаполе эксперименты показали не только то, что восьминогие головоногие способны быстро понять, за каким мячом, красным или белым, находится корм.
Их собрат, содержавшийся в соседнем аквариуме, который лишь наблюдал за происходящим, когда его поставили в те же условия, сразу знал, где искать еду.
Маленькая сенсация случилась и тогда, когда ученые из подводной лаборатории в Карибском море открыли, что у моллюсков существует выраженное влечение к игре. Свойство, которое до сих пор приписывалось только "более развитым" позвоночным животным.
Известно, что каракатицы реагируют на стрессовые ситуации очень индивидуально: тогда как некоторые становятся агрессивными, другие остаются на удивление спокойными. У третьих наблюдается паническая реакция. Поэтому нейропсихолог из Канады Дженнифер Мейфер и биолог Роланд Андерсон из Сиэтла уверены, что у каракатиц тоже есть характер.
Миф о рыбах
Расхожий аргумент рыболовов гласит: рыбы не чувствуют боли. Глубоко засевший в рыбе рыболовный крючок хоть и приводит животных в состояние стресса, но боли они, в отличие от млекопитающих, не испытывают, уверяют рыболовы.
При этом уже давно известно, что раненые рыбы вырабатывают опиеподобные болеутоляющие вещества - эндоморфины. Новейшие исследования, проведенные в университете Эдинбурга, показывают, что на голове и в ротовой полости рыб имеются болевые рецепторы, которые реагируют на раздражение.
Если ученые брызгали на рыб пчелиным ядом или уксусной кислотой, животные отвечали типичными болевыми реакциями, например, лихорадочным движением. Другие терлись о стеклянные стенки аквариума.
В отличие от контрольной группы, рыбы, подвергшиеся обработке кислотой, приступали к еде на 90 минут позже. Аналогично рыбы реагировали на контакт с горячими предметами. Для руководителя исследовательской группы из Эдинбурга Линн Снеддон однозначно, что все это - "критерии животной боли". Вывод достаточный для того, чтобы запретить хотя бы ловлю рыб на удочку.
Миф о дельфинах
Дельфины являются морскими чудо-животными: они способны к обучению, обладают невероятной памятью и выраженным социальным поведением. К тому же они проявляют дружелюбие по отношению к человеку, они уже спасли жизнь не одному утопающему.
Однако в последние годы миф о дельфинах дал трещину. Они не так умны, как принято думать. "Дельфины в плане ума, скорее, малоодаренные животные", - утверждалось в одной из передач, прошедших по телеканалу 3sat.
У дельфинов необычно большой мозг - именно на этом построено предположение об их особом уме. Однако новейшие исследования доказывают, что структура мозга дельфинов, по сравнению с другими млекопитающими животными, построена неожиданно примитивно.
Так, у них в коре головного мозга отсутствует важный слой, отвечающий за связи с глубоко лежащими структурами мозга. К тому же слой коры очень тонок и неплотен. В большом мозге дельфина меньше нервных клеток, чем у крысы. А легендарные способности дельфинов к обучению вполне сравнимы с достижениями крыс или голубей.
Однако, даже если все время улыбающийся дельфин - улыбка, впрочем, обусловлена загибающимися вверх уголками рта и не имеет ничего общего с эмоциями - это самое обычное животное, нет никаких причин для того, чтобы люди его уничтожали.
Миф о шимпанзе
Представление о нашем близком родственнике шимпанзе в последние десятилетия формировалось, прежде всего, популярными книгами исследовательницы приматов Джейн Гуделл.
Она в 60-е годы была первой, кто доказал, что у шимпанзе имеются чувства, что они умны и обладают индивидуальными чертами характера. Тем временем даже бывшие скептики признают, что шимпанзе не только могут научиться обращаться с инструментами, как и некоторые другие обезьяны, но для них также характерна выраженная социальная жизнь: интриги, дружба, ревность, чувство справедливости, им известно даже убийство. То есть, те качества, которые, как всегда считалось, свойственны только человеку.
Сегодня ученые говорят, что некоторым популяциям шимпанзе даже присуща собственная культура: они передают приобретенный опыт следующим поколениям, например, каким инструментом лучше колоть те или иные орехи.
Производят впечатление и их языковые способности. Коко, подопытная обезьяна из S. Gorilla Foundation, выучила за свою жизнь более тысячи слов, которые она могла объяснить при помощи языка жестов. Однако освоить предложения оказалось не по силам даже самым одаренным шимпанзе.
Миф о приматах
Если говорить о последовательности генов, то родословное древо приматов следует подвергнуть существенному изменению. Человек потерял одного из своих братьев. К ближайшим родственникам человека могут быть причислены лишь две разновидности шимпанзе, Pan troglodytes и Pan paniscus, утверждает американский ученый Моррис Гудмен из Wayne University в Детройте.
До сих пор к ним относили еще гориллу, которая входила в одну группу с выше названными видами шимпанзе. Гудмен обосновывает исключение гориллы результатами сравнения различных последовательностей генов.
Он в общей сложности сравнил последовательности 97 человеческих генов с соответствующими генными последовательностями шимпанзе и гориллы и установил 98,4-процентное соответствие между шимпанзе и человеком. У гориллы отличий было намного больше.
Из этого он делает вывод, что пути развития человека и шимпанзе разошлись всего пять-шесть миллионов лет назад. А пути развития горилл и общих предков человека и шимпанзе разошлись на два миллиона лет раньше. Конечно, тезис Гудмена нуждается в дополнительных проверках.
Ученые пока еще имеют относительно мало информации о механизме регулирования гена. И есть основания считать, что здесь скрыта одна из великих тайн, раскрыв которую, можно будет объяснить, почему и, возможно, когда развитие предков человека и человекообразных обезьян пошло различными путями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях