The Christian Science Monitor | 24 декабря 2007 г.
"Жить по правде"
Редакция
Владимир Путин стал "Человеком года" по версии журнала Time? А как же лидер российской оппозиции Гарри Каспаров, который был вынужден отказаться от участия в президентской гонке из-за преследований властей? Как же монахи из Мьянмы, которых силой заставили замолчать? Бороться за свободу куда тяжелее, чем подавлять ее.
Свободе во всем мире в этом году пришлось туго, если не сказать хуже, причем немало этому способствовал господин Путин. Благотворительная организация Freedom House, которая отслеживает ситуацию с гражданскими свободами и правами человека, пришла к выводу, что в 2007 году "усилилось наступление" на свободу. До этого в течение десяти лет в данной области отмечалась "стагнация".
Как раз тогда, когда права человека оказываются под угрозой, должны появляться личности, которые будут за них бороться. Вацлав Гавел, бывший антикоммунист и диссидент из Праги, говорил об этом в эссе "Сила бессильных", написанном за 11 лет до "бархатной революции" 1989 года, в результате которой в Чехословакии мирным путем установилась демократия.
Представьте, писал он, что однажды зеленщик не повесит пропагандистский плакат в витрине своего магазина, а потом прекратит участвовать в выборах, превратившихся в фарс. Продавец начинает говорить на митингах то что думает и даже выражать солидарность с теми, кого поддерживает. "Пойдя на этот бунт, зеленщик оставляет жизнь во лжи. Он вновь обретает свою задавленную личность и чувство собственного достоинства. Он придает своей свободе конкретное значение. Его бунт - это попытка жить по правде".
Несомненно, действия зеленщика вызовут определенные последствия. Самого Гавела борьба за правду привела в тюрьму. Другим приходилось расплачиваться жизнью.
Сами по себе действия зеленщика ничего не дадут, продолжал Гавел. Но они важны, поскольку проливают свет на окружающий мир - и этот свет видят другие. Именно он придает происходящему силу, и поэтому, писал автор, жизнь по правде - величайшая угроза авторитарным режимам, построенным на лжи.
Где-то вести подобную жизнь легче, где-то сложнее. В Венесуэле этой осенью студенты провели успешную кампанию против конституционной реформы, которая бы позволила президенту Уго Чавесу занимать пост главы государства неограниченное число раз. Чавес обрушился с критикой на студентов, которые лично наблюдали за урнами для голосования, чтобы обеспечить честность плебисцита. Но в результате президент проиграл референдум.
В Пакистане в этом году юристы и многие другие выступили против чрезвычайного положения и манипуляций с составом Верховного суда. СМИ показали кадры, как адвокаты, в костюмах и при галстуках, бросают гранаты со слезоточивым газом обратно в ряды полицейских. И это, по выражению Гавела, пролило свет на несправедливость, творящуюся в стране.
Данные кадры помогли усилить давление на президента Первеза Мушаррафа, тот сложил с себя воинское звание и формально отменил чрезвычайное положение в преддверии январских выборов. Честность голосования, однако, по-прежнему вызывает вопросы.
Пакистанские юристы добились определенных успехов. Однако это удается не всем защитникам свободы, которые проявляют терпение и не сдаются перед лицом отчаяния и репрессий. В сентябре жестокость военных в Мьянме позволила режиму подавить демонстрации монахов. Смогут ли они собрать силы для нового выступления?
Как и Гавел, который позже стал президентом свободной Чехословакии, люди, которые борются за свободу, не знают, когда их действия принесут плоды. Но они не останавливаются. Их действия - и масштабные, и малозначительные - показывают, что преследования являются воплощением лжи. Их действия придают смелости другим людям, чтобы и те стремились жить по правде.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях