Le Temps | 24 декабря 2007 г.
Узбекскому диктатору обеспечена оглушительная победа
Петр Смоляр
Являющийся президентом с 1989 года благодаря устрашающему репрессивному аппарату Ислам Каримов не подвергался ни малейшей опасности проиграть воскресные президентские выборы
Если бы андижанские покойники могли говорить, они бы рассказали об узбекском режиме. В этом городе Ферганской долины 13 мая 2005 года состоялось массовое убийство нескольких сотен человек после народного восстания. Если бы мы могли услышать тысячи политических и религиозных заключенных, они бы рассказали о методах, используемых Ташкентом для усмирения любой оппозиции. Но Узбекистан живет как за стеной. Среднеазиатская диктатура готовилась к тому, чтобы в воскресенье вновь избрать президентом Ислама Каримова. Трое неизвестных кандидатов от близких власти партий сыграли второстепенные роли. Официальные результаты будут объявлены в понедельник вечером.
Ислам Каримов, которому в январе исполнится 70 лет, находится у власти с 1989 года, когда он возглавил коммунистическую партию этой советской республики. В декабре 1991 года, вскоре после обретения независимости, он был избран президентом. На первом референдуме президентский срок был продлен до пяти лет. В 2000 году он был вновь избран президентом, получив 92% голосов. На этот раз президент Каримов с помощью референдума продлил пребывание президента на посту с пяти до семи лет. Теоретически он должен был уйти из власти 22 января 2007 года, так как в конституции не предусмотрена возможность третьего срока.
Незаконные аресты и пытки
Однако Конституционный суд объявил, что выборы должны состояться в конце года, в который истекает срок президентских полномочий Каримова. Приготовления позволили отложить рассмотрение крайне деликатного вопроса о передаче власти. В Ташкенте, говоря о преемнике, часто упоминали имя его дочери Гульнары, 30-летней очень состоятельной предпринимательницы, занимающейся как мобильной телефонией, так и управлением ночными клубами.
Режим, созданный ее отцом, базируется на устрашающем полицейском аппарате. О незаконных арестах, пытках, запугиваниях и сфабрикованных судебных процессах регулярно сообщают неправительственные организации. По данным Amnesty International, не менее 257 человек были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за участие в андижанских событиях в результате процессов, проходивших за закрытыми дверями. Две смерти вызвали в последнее время бурную реакцию. Руководитель независимого ташкентского театра "Ильхом" Марк Вайль был убит 7 сентября. Молодой журналист, работающий в Оше (Киргизия), Алишер Саипов был убит среди бела дня 23 октября.
Власти регулярно обращаются к иностранным государствам с запросами об экстрадиции лиц, подозреваемых в принадлежности к запрещенным исламистским движениям, таким как "Акрамия" или "Хизб-ут-Тахрир". В стране была введена сложная система слежки и подавления для преследования религиозных активистов, которые могут быть сочтены слишком фанатичными. В апреле 2006 года сайт Fergana.ru сообщал, что руководство университета Намангана обязывало владельцев общежитий держать жильцов "под строгим контролем", не давая им "вступать в отношения с вредными религиозными движениями".
Союзник в борьбе с радикальным исламом
Отношения западных стран с Узбекистаном весьма двусмысленны. Помимо того, что страна обладает огромными запасами углеводородов, ставших поводом для многочисленных притязаний, после терактов 11 сентября 2001 года она еще и считается союзником в борьбе с радикальным исламом. Узбекистан разрешил Вашингтону использовать одну из его авиабаз для осуществления военного вторжения в Афганистан, а затем поставил на первое место свою историческую дружбу с Россией. В Евросоюзе нет единой позиции о политике в отношении Узбекистана. 13 ноября ЕС отменил часть санкций, введенных против Ташкента в октябре 2005 года в ответ на бойню в Андижане. Запрет на выдачу виз узбекским официальным лицам был приостановлен на шесть месяцев. Эмбарго на продажу оружия было продлено на один год.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях