Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 24 декабря 2015 г.

Террористы или борцы за свободу? Кто есть кто в Сирии

Обзор прессы

Многие повстанческие группировки в Сирии имеют двойственный имидж, что порождает проблемы при попытке ключевых игроков выявить приемлемых партнеров по мирным переговорам. Кто "в Сирии террорист по версии Москвы" - тот "борец за свободу по версии Вашингтона", отмечают обозреватели. Между тем в рамках борьбы с ИГИЛ Россия делится информацией с "Талибаном" - запрещенной в самой РФ террористической организацией. А США долгие годы предпринимали тайные усилия "склонить Асада к отречению от власти" или устроить военный переворот, что лишь легитимизировало режим в Дамаске.

Как напоминает Newsweek, во вторник иракские силы при поддержке местных племен и авианалетов коалиции под руководством США ворвались в центр иракского города Рамади, захваченного боевиками ИГИЛ. По сообщению иракских властей, в Рамади были обнаружены террористы-смертники, снайперы и заминированные здания.

Пресс-секретарь губернатора провинции Анбар (Ирак) Муханнад Хайнур сообщил изданию, что в Рамади остаются только иностранные члены ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.). По его словам, они берут людей в заложники и "препятствуют бегству мирного населения из города". "Местные сунниты, которые в мае помогли ИГИЛ захватить город, обратились в бегство от крупномасштабного наступления иракской армии", - пересказывает слова источника журналист Джек Мур.

Хайнур говорит, что операция "идет по плану и увенчается крупной победой". Но полковник Стив Уоррен, пресс-секретарь антиигиловской коалиции, заметил: "Пока далеко до момента, когда мы сможем объявить о полном освобождении Рамади".

Между тем в рамках борьбы с "Исламским государством" Россия делится информацией с "Талибаном" - запрещенной в РФ террористической организацией. Об этом сообщает The Washington Post, напоминая, что "Талибан" известен "публичными кровавыми казнями и навязыванием жителям захваченных им территорий экстремистских интерпретаций исламского права".

Спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов сказал агентству "Интерфакс": "Интересы талибов (...) объективно совпадают с нашими". Как пишет издание, РФ видит в "Талибане" бастион, препятствующий продвижению ИГИЛ в Афганистане.

"Мария Захарова, пресс-секретарь Минобороны РФ, сказала по телефону, что интересы РФ и "Талибана" совпадают только в сфере борьбы с "Исламским государством", - говорится в статье. По словам Захаровой, сотрудничество сторон ограничивается обменом информацией. Какой именно, она уточнять отказалась.

О двойственном имидже многих повстанческих группировок и порожденных этим проблемах в дипломатической сфере рассказывает Foreign Policy. Как констатирует издание в заголовке, тот, кто "в Сирии террорист по версии Москвы - борец за свободу по версии Вашингтона".

"Международная кампания с целью исключить участие группировок боевиков в Сирии в мирных переговорах под эгидой ООН переросла в своего рода дипломатический скандал на прошлой неделе", - сообщает Колум Линч. Как сообщили дипломаты ООН, МИД Ирана пригрозил включить ЦРУ в список террористических организаций, после того как США рекомендовали сделать то же самое по отношению к иранскому Корпусу стражей исламской революции.

Этот диспут подчеркнул проблемы, с которыми сталкиваются администрация Обамы и другие ключевые игроки в своей попытке сделать выбор из 167 групп, которые обвиняются в терроризме хотя бы одним членом Международной группы по поддержке Сирии (ISSG).

"США выступают за открытый подход к политическим переговорам, что позволило бы некоторым вызывающим противоречия исламистским вооруженным группировкам - хотя и не ИГИЛ и не "Джабхат ан-Нусре" - участвовать в процессе", - говорится в статье.

"Было ясно, что почти не существует согласия в вопросе о том, что представляет собой террористическая организация", - заявил присутствовавший на встрече дипломат ООН.

"Я считаю, что мы, в конечном итоге, придем к очень узкому списку группировок, которые будут признаны террористическими и исключены из процесса, причем гораздо большее число организаций, в принципе, могут быть в него включены или исключены в зависимости исключительно от их поведения", - отметил американский чиновник.

"Кроме того, существует немало "серых" группировок", - отмечает американский чиновник, упоминая "Ахрар аш-Шам" и "Джаиш аль-Ислам". Иран и Россия считают, что "Ахрар аш-Шам" и "Джаиш аль-Ислам" являются террористическими группировками.

"В результате диспута Стаффан де Мистура, спецпосланник ООН по Сирии, взял на себя задачу создать коалицию оппозиционных групп, которая будет участвовать в политических переговорах, включая вооруженные группировки, против которых резко выступают влиятельные государства", - говорится в публикации.

The Wall Street Journal рассказывает о роли США в тайных усилиях "склонить президента Башара Асада к отречению от власти".

"По словам официальных лиц США и арабских стран, администрация Обамы в течение нескольких лет стремилась к тайным контактам с некоторыми элементами сирийского режима, безуспешно пытаясь обуздать насилие и склонить президента Башара Асада к отречению от власти", - пишут журналисты Нур Малас и Кэрол Э. Ли. "На раннем этапе США выискивали "трещины" режима, которыми можно было бы воспользоваться для поощрения военного переворота, но почти не нашли таковых", - говорится в статье. Режим оставался сплоченным и по-прежнему притеснял оппозицию.

"К лету 2012 года стратегия Белого дома, направленная на организацию смены режима, провалилась. США приняли меры к поддержке повстанцев, но эти усилия наращивались слишком медленно", - говорится в статье. "Россия удвоила усилия, Иран - тоже, и никакого реального эффекта не получилось", - пояснил неназванный экс-сотрудник администрации США.

"В последующие два года Вашингтон (...) сосредоточивался на сдерживании военного конфликта", - утверждает газета. Позднее администрация Обамы вернулась к дипломатическим усилиям - старалась усадить сирийское правительство за стол переговоров.

Газета отмечает: тайные контакты с США, возможно, укрепили в Асаде чувство легитимности и безнаказанности вместо того, чтобы склонить его к отставке, которой добивается Белый дом.

"Усиление ИГИЛ застало администрацию США врасплох. Асад счел, что это улучшает его шансы на позиционирование себя как партнера в борьбе с терроризмом", - пишет газета.

"Режим заново легитимизирован, - комментирует сирийский журналист Ибрахим Хамиди. - Любой контакт с США - даже кажущийся - дает ему преимущество".



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru