Статьи по дате

Financial Times | 24 февраля 2000 г.

Лидер российской безальтернативной гонки

Квентин Пил

До президентских выборов в России остался еще целый месяц, однако победитель известен заранее. Владимир Путин - всего шесть месяцев назад - безликий аппаратчик, возглавлявший ФСБ - бесспорно станет новым хозяином Кремля.

Конечно, о его победе с большой долей уверенности можно было говорить еще 31 декабря прошлого года, когда Ельцин объявил о своей отставке. Шанс на победу у Путина появился в сентябре прошлого года, когда он был назначен главой правительства и начал чеченскую кампанию.

Из достоверных источников мне стало известно, что в начале января Путин встретился с российскими олигархами, которые финансировали предвыборную кампанию Ельцина в 1996 году, - пишет автор. - Эти люди контролируют российскую банковскую систему, большую часть энергетики и СМИ. Они предложили Путину финансовую поддержку, однако он отказался. Путину не нужны деньги. Он так уверен в своих силах, что даже заявил, что не собирается заниматься предвыборной кампанией.

На этой неделе даже творцы политических интриг признали, что их услуги никому не нужны. Новая кампания не нуждается в грязных трюках. Причина в том, что эта работа уже выполнена. Евгения Примакова и Юрия Лужкова, которые могли бы составить серьезную конкуренцию Путину, успешно оклеветали. Есть еще 10 кандидатов, но уже очевидно, что гонка будет безальтернативной.

Большинство россиян, с которыми мне удалось побеседовать в последнее время, все еще далеки от того, чтобы кричать о нарушениях правил игры: им нравится подобная определенность. Хотя Путин выглядит типичным созданием КГБ, они с жаром бросаются на его защиту, называя Путина независимым человеком, имеющем свои убеждения.

Есть два объяснения резкому росту популярности Путина - не считая циничного мнения о том, что он просто воспользовался военной кампанией в Чечне. Одно из них заключается в состоянии демократии в стране, где прошло менее 10 лет со времен, когда всем управляла одна партия. Другое объяснение связано с чувством национальной гордости россиян.

Возьмем российскую демократию. На этом пути Россия продвинулась не слишком далеко. Несколько лет назад Григорий Явлинский - один из немногих российских политиков, которых можно назвать социал-демократами - заявил, что демократия - это также умение проигрывать, а не только побеждать. Ему это хорошо известно: 26 марта он, видимо, снова проиграет. Однако мне трудно представить, что большинство российских избирателей могут внять его словам. Для них политика ассоциируется с властью, а не с поражением.

Путин представляет власть. О созданном им "Единстве" уже говорят как о партии власти. В советские времена опорой власти служил КГБ (где Путин проработал 15 лет), наряду с КПСС и Советской армией. Несмотря на ненависть, которую в прошлом вызывал к себе КГБ, служба в его рядах не ставится Путину в вину.

Путин предлагает избирателям то, что не мог дать им его предшественник: порядок. Впервые с момента краха коммунизма в Кремль пришел человек, понимающий, что такое дисциплина.

Недавно в свет вышло блестящее новое издание "Россия в России", в котором западных читателей знакомят с тем, что думают россияне о временах, наступивших после окончания холодной войны. Один из редакторов этого издания Юрий Сенокосов обращает внимание на то, чего недостает российской демократии. "В российской истории никогда не было демократических институтов. Я имею в виду оппозиционных институтов,- подчеркивает он.- Были оппозиционные идеи и их носители, но не было оппозиции как института, который является одной из основ западной демократии. Мы должны создавать все политические институты с нуля".

В книге рассказывается о семинаре, организованном Московским институтом политических исследований в июле прошлого года - спустя два месяца после кампании НАТО в Косово. В ходе семинара в полной мере проявились царившие в России националистические настроения, которые так умело использовал Путин. В этих настроениях чувствовалось больше унижения, чем агрессии.

Президент российского центра публичной политики Алексей Салмин говорит об опасениях изоляции станы, которые высказываются в России. Они связаны не с развалом империи, а с тем, что Россия теперь окружена "новыми зарубежными странами". Большинство из них, если не все, хотят вступить в политические альянсы, но без России. По его словам, транзитные пути с севера на юг и с востока на запад пролегают в обход российской территории. Россия потеряла большинство своих портов как на Черном, так и на Балтийском море.

В России считают, что страны вновь оказываются в изоляции, но не по собственной инициативе, как это было в советские времена, а по вине Запада. По словам Салмина, речь идет не только о расширении НАТО, но и о принятии новых членов в ЕС. Это непредвзятая критика.

Мало кто знает, какой именно национализм будет исповедовать Путин, а может быть, он окажется хорошим демократом. Война в Чечне представляет собой проявление агрессивного национализма. Он не сулит ничего хорошего.

И все же Россия нуждается в возрождении национального достоинства и хочет стать приличным, законопослушным государством, с которым другие захотят иметь дело. Предопределенность победы Путина вызывает тревогу. Однако у него будет власть и авторитет, чтобы опровергнуть все мрачные прогнозы.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru