Le Nouvel Observateur | 24 февраля 2000 г.
"Это вторая смерть Вольтера"
Интервью с Андре Глускманн
Философ, инициатор подготовки воззвания "Преступление без наказания в Чечне" Андре Глуксманн ответил на три вопроса газеты.
- Почему мобилизация общественности против бесчинств русских в Чечне происходит так медленно, с таким трудом, в то время, как реакция в отношении Йорга Хайдера в Австрии была почти мгновенной?
- Народ не остается безразличным, и результаты опросов общественного мнения это подтверждают. Все дело не в чувствах народа, а в отношении политических лидеров. Мобилизация предполагает наличие органов, которые ее осуществляют. Необходимы организации, которые бы арендовали автобусы, партии, которые бы готовили плакаты. Однако, политики отстранились от этой работы, хотя некоторые из них и подписали воззвание.
Допущена серьезная политическая ошибка. Путин является прямой противоположностью Горбачева, разрушавшего полицейскую структуру бывшего Советского Союза. Путин, напротив, ее восстановил. Он не коммунист, не сторонник сталинской идеологии, но применяет сталинскую практику. Он воссоздал службы полиции и разведки во всей их славе и могуществе. Совершается чудовищная ошибка в восприятии того, что происходит. Разрабатывается система посткоммунистической диктатуры, с мафиозной рыночной экономикой и активизацией деятельности полицейского аппарата.
- В условиях инертности политического класса западных стран, что может дать мобилизация общественного мнения?
- Мобилизация общественного мнения имеет большую важность, хотя бы для оказания помощи немногочисленной группе россиян, к которым относятся солдатские матери из Ассоциации "Мемориал". Наблюдается не только полное отсутствие помощи народу, оказавшемуся в смертельной опасности, но и отсутствие помощи российскому общественному мнению. Нельзя оставлять без помощи демократов и защитников прав человека в России.
Речь идет о преступлении против разума, когда царит молчание вокруг убийства целого народа. Это вторая смерть Вольтера. Надо сказать, что русские присматриваются и прислушиваются к нашей политической элите. Они опешили, когда Юбер Ведрин, принятый в Москве, назвал Путина "патриотом, воодушевленным великой идеей своей страны"! После таких заявлений, согласия на реструктуризацию долгов, у российской общественности возникает впечатление, что Запад поддерживает Путина. Мы также в этом виноваты.
- Наступит ли, наконец, время настоящего поражения России, которое можно было бы сравнить с поражением Соединенных Штатов во Вьетнаме или той же России в Афганистане?
- Чеченцы неукротимы. 300 лет они борются за свою свободу. Они никогда не мирились с колониальной зависимостью. Проблема заключается в том, что чеченцев - меньше миллиона, и что их уничтожают. Это удивительно героический народ, но ему придется противостоять 150 миллионам россиян. Будущее не утешительно. Возможно, чеченский народ полностью исчезнет: мы станем свидетелями того, что когда-то янки сделали с индейцами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях