Le Temps | 24 февраля 2005 г.
Встреча Буша и Путина пройдет в атмосфере "холодного мира"
Серж Андерлен
Джордж Буш ни разу не встречался с Паволом Орсагом Гвездославом. Эта встреча произойдет в четверг около 11 утра, когда взгляд американского президента упадет на большую бронзовую статую словацкого поэта XVIII века, отважно вставшего на защиту национального возрождения в эпоху, когда словацкой самобытности грозило исчезновение под пятой венгерской короны. В своем роде Гвездослав тоже был борцом за свободу. Во всяком случае, именно он дал свое имя площади, на которой Джорджу Бушу предстоит выступить перед 25-тысячной толпой с большой речью... о свободе.
"Борьба за свободу". После переизбрания Буша на президентский пост тон в Вашингтоне изменился, о чем свидетельствует состоявшийся в начале недели обмен любезностями между хозяином Белого дома и его европейскими партнерами. Он говорит уже не о "войне с терроризмом", а о "борьбе за свободу". Что, впрочем, меняет лишь этикетку на бутылке, но не ее содержание. Американцы хотят, чтобы свобода восторжествовала "на Большом Ближнем Востоке от Рамаллаха до Кабула", как сказал недавно Джордж Буш. Программа для Восточной Европы не столь конкретна в географическом плане, но ее контуры известны.
После "революции роз" в Грузии (ноябрь 2003 года) и ее "оранжевой" сестры на Украине (ноябрь-декабрь 2004 года) администрация Буша рассчитывает продолжить начатое дело в Молдавии (где 6 марта пройдут выборы) и даже в Центральной Азии (в Киргизии и Казахстане). Еще одна приоритетная задача: устроить неприятности последней сталинистской диктатуре в Европе - Белоруссии, которой правит усатый гигант Александр Лукашенко. Метод испытан: американские неправительственные организации финансируют демократические оппозиции, уставшие от своих посткоммунистических режимов, и приглашают оппозиционных активистов на курсы подготовки в США. Когда революция удается, вчерашние революционеры становятся политическими советниками следующей революции.
Сегодня в Молдавии можно встретить активистов грузинского студенческого движения "Кмара" и его украинского аналога - движения "Пора". Перед этим в Киеве отличную подготовку продемонстрировали сербы из "Отпора". И что же? До каких пор Кремль будет терпеть этот тайный американский заговор по его ослаблению? Не прав ли Владимир Путин, когда он говорит о "Западе в пробковом шлеме?"
Вот как отвечает на этот вопрос грузинка Тинатин Хидашели, адвокат, активная участница "революции роз" в Грузии, приглашенная в Братиславу на встречу с президентом Бушем вместе с другими борцами за свободу из Восточной Европы: "Никто ничем не манипулирует. Теории заговоров оскорбительны для народов, которые хотят разбить свои оковы! У нас есть свой собственный арбитр - мы это доказали. Единственный "заговорщик", как вы выражаетесь, - это бывший президент Шеварднадзе. Доведя нас со своим мафиозным и коррумпированным режимом до отчаяния, он сам создал предпосылки своего падения. Так же будет и с остальными".
В числе этих остальных может оказаться Владимир Воронин, президент Молдавии. Или Аскар Акаев, маленький тиран Киргизии. Или Лукашенко, который только что сказал в Минске, что он "не боится всех этих оранжевых трюков". Приехавший из Молдавии 30-летний грузин Георгий Канделаки, бывший лидер движения "Кмара", говорит, что он ездил туда заниматься "демократическим консалтингом". Поездка была профинансирована Международным республиканским институтом - американской организацией правого толка. Не это ли доказательство проникновения Америки в пределы бывшей красной империи? "Нет, - категорично говорит он. - Это доказательство близорукости Европы".
Как бы то ни было, поддержка, оказываемая США демократическим движениям на Востоке, будет центральной темой беседы между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем в Братиславском замке. Переговоры были сокращены с 4 до 2,5 часов после того, как Кремль счел оскорбительными высказывания, сделанные Бушем по поводу России в понедельник в Брюсселе: американский президент сказал, что русские не должны "тормозить свое движение" в направлении демократии.
Владимир Путин повторит, что Москве крайне неприятно видеть, как ее бывшие сателлиты один за другим вступают в НАТО. А потом, поскольку саммиты не проводят, не подписав какого-нибудь документа, два лидера поставят свои подписи под текстом, обещающим совместный контроль над продажей переносных ракетных установок - таких, которые Россия только что поставила Сирии. Впрочем, соглашение не будет иметь обратной силы. Проблему составляют как раз старые склады: "Аль-Каида" никогда не скрывала своего интереса к этому удобному и разрушительному оружию.
Несколько лет назад, после одной из их первых встреч, Буш сказал о Путине, что это "человек, с которым можно спорить". Дело было в Любляне, где два лидера откровенно обменялись взглядами. Это было время грандиозных планов "стратегического партнерства", вплоть до поставок сибирского черного золота на нефтеперегонные заводы Техаса. Четыре года спустя между двумя странами царит атмосфера "холодного мира". Как выразился вчера один российский журналист, "теперь весь вопрос в том, когда и мы попадем в список стран "оси зла".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях