Le Monde | 24 февраля 2015 г.
Почему Запад не увидел прихода Путина
Сильви Кауффманн
В докладе Палаты лордов британского парламента говорится о том, что в отношении ЕС к украинскому кризису наблюдается большая доля сомнамбулизма, пишет Сильви Кауффманн в статье, опубликованной в газете Le Monde.
Это слово, безусловно, было выбрано неслучайно. В докладе по России и Европе, опубликованном 20 февраля, Палата лордов сообщает о "большой доле сомнамбулизма" в отношении Европейского союза по украинскому кризису. "Совершив катастрофические ошибки", страны-члены ЕС, говорится в докладе, "были прижаты к стенке" манерой поведения Кремля в ходе кризиса, ставшего за год самым серьезным кризисом в Европе со времен холодной войны, говорится в статье.
Ссылка на сомнамбулизм неизбежно напоминает о книге австралийского историка Кристофера Кларка "Сомнамбулы, лето 1914-го: как Европа пришла к войне". В докладе описывается, как за 10 лет Россия неуклонно отдалялась от ЕС, а европейские страны слишком долго раздумывали над тем, как ответить на важные перемены, происходящие в России. Одну из причин подобной инертности авторы доклада увидели в "утрате коллективной способности к аналитическому мышлению". Сама Великобритания, ее правительство после распада СССР в 1991 году сочли, что Россия больше не представляет угрозы и не является приоритетом. Подобные настроения разделяла почти вся Западная Европа, говорится в статье.
Подобная ситуация отчасти объясняет тот факт, что украинский кризис стал грубым пробуждением для Запада: охваченные эйфорией по поводу падения Берлинской стены, крушения СССР, США и европейцы ослабили бдительность. Приход к власти Владимира Путина в 2000 году не изменил настроений Запада. У ЕС было много дел: создание еврозоны, расширение за счет стран Центральной и Восточной Европы. Признаки надвигающихся неприятностей стали появляться во второй половине нулевых. В 2007 году Владимир Путин произнес на конференции в Мюнхене жесткую речь, продемонстрировав экспансионистские взгляды России. На следующий год российская интервенция в Грузию не помешала президенту Саркози подписать соглашение о продаже России двух вертолетоносцев Mistral. В тот же год на саммите в Бухаресте Франция и Германия остановили процесс расширения НАТО, чтобы успокоить Россию, как будто та могла довольствоваться этим статус-кво, пишет автор статьи.
Но Запад не разработал никакой стратегии в отношении стран, входивших в программу добрососедства. В то же время российский лидер, потрясенный финансовым кризисом 2008 года, показавшим уязвимость российской экономики, подготовил стратегию: Евразийский союз. Он поможет ему усилить Россию благодаря экономическому и торговому альянсу. И Украина в этой стратегии занимала ведущее место, пишет автор статьи.
В 2010 году ЕС занимался Восточным партнерством и обсуждал с соседними странами соглашения об ассоциации, не подумав о том, что Украина для Москвы не является простым соседом. Переизбранный в третий раз на пост президента в 2012 году, Владимир Путин занялся масштабной и дорогостоящей модернизацией российских вооруженных сил. В сентябре 2013 года на конференции в Ялте советник Путина Сергей Глазьев предупредил, что "украинские власти совершают огромную ошибку, если думают, что реакция России (на подписание соглашения) будет нейтральной. В интервью газете The Guardian он сказал о "возможности появления сепаратистских движений на русскоговорящем юго-востоке Украины", пишет корреспондент.
Однако последующие события, революция на Майдане, аннексия Крыма, российская интервенция на Донбассе застали Запад врасплох. И только в январе этого года европейские руководители, в частности президент Франсуа Олланд, заговорили об угрозе "тотальной войны" в Европе. Только Ангела Меркель давно все поняла. Прежде всего, она 10 лет имела возможность общаться с Путиным. Кроме того, она выросла в Восточной Германии и прекрасно знала, что такое советский строй. "На саммите G20 в Брисбене она 6 часов беседовала с Путиным в надежде сблизить позиции по Украине. Напрасно. Канцлеру стало тогда понятно, что, как и во времена холодной войны, существуют две системы, два противоположных видения мирового порядка. И что, как она заявит в начале февраля в Мюнхене, противостояние будет длиться долго", - пишет корреспондент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях