Time | 24 января 2000 г.
Две головы, два лица. В постельцинской России у власти может оказаться тандем "хорошего" и "плохого" парня
Юрий Зарахович
Автор статьи рассуждает о судьбе реформаторов в России и критически оценивает настоящий политический момент.
В 1857 г. русский поэт Василий Курочкин писал: "Я нашел источник всех наших проблем. Это наш двуглавый российский орел". В двуглавости российского герба Курочкин увидел символ "убийц и воров", которые правят страной. "В русской жизни нет ни правды, ни порядка, ибо у орла четыре глаза, но он ничего не видит",- писал с грустью поэт.
Сегодня новый двуглавый птенец выползает на свет из яйца, снесенного изумленной российской демократией: с одной стороны, голова полковника КГБ Владимира Путина, сторонника "сильной руки", с другой - Анатолия Чубайса, отца постсоветской либеральной реформы, а ныне - главного адвоката путинской войны в Чечне. Именно Чубайс выдвинул Путина как наследника Ельцина, рассчитывая на место премьера после избрания Путина президентом. В то же время, учитывая свою непопулярность, Чубайс может удовлетвориться и ролью "серого кардинала" при правительстве какого-нибудь реформатора-технократа типа Сергея Кириенко, но в любом случае он получит возможность реализовать свою версию рыночных реформ с присущим ему большевистским пылом.
Русских уже давно волнуют возможности и перспективы создания в России жесткого авторитарного режима, который мог бы обеспечить реализацию как национал-патриотических, так и либеральных целей. По иронии судьбы к сторонникам такого режима сегодня относятся не только либерал-реформаторы, проникшиеся идеей государственности, но и национал-коммунистическая оппозиция.
В начале 90-х годов реформаторы соблазняли Россию и весь мир обещаниями свободного рынка, демократии и политической свободы. Но чем дальше они двигались по пути реформ, тем меньше демократии и свобод они могли предложить. Чем "олигархичнее" и богаче они становились, тем больше они мечтали о русском Пиночете, который подавил бы оппозицию и взял бы их под свое сильное крыло.
Именно бесстыдная жадность, бесчестность и коррумпированность реформаторов привели к возникновению мощного национал-коммунистического сопротивления, опирающегося на 51 млн. россиян, оказавшихся сегодня за чертой бедности.
Печальный факт российской истории - либеральные реформаторы неизменно проигрывали. Реформы царя Александра II стоили ему жизни, реформы Михаила Горбачева стоили ему страны. Тираны-реформаторы типа Петра Великого или Сталина неизменно добивались успеха, но такие реформы неизменно заканчивались в пользу государства и в ущерб его гражданам. Сегодня Путин обнародовал свою программу "восстановления ведущей роли государства в той мере, в какой это диктуется национальными традициями". Он обозначил эти традиции как коллективизм, патернализм и государственность. Неясно только, какое место в этом ряду отводится собственно либеральным реформам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях