Corriere della Sera | 24 января 2002 г.
Могадишо в восторге от фильма, повествующего о поражении рейнджеров
Масимо А.Альберицци
Жители Могадишо совершали решительные набеги на местный кинозал, чтобы посмотреть первую серию "Black Hawk Down", фильма о жестоком сражении между вооруженными сомалийскими формированиями и американскими солдатами, происходившем 3 и 4 октября 1993 года в центре сомалийской столицы. Причем никого не смущало, что фильм демонстрировался с пиратской копии очень плохого качества, изготовленной в Дубаи, а для просмотра использовался старый телеэкран. Билет стоил 10 центов. В огненном аду, длившемся с полудня и продолжавшемся всю ночь, было сбито два американских вертолета. Погибло 19 рейнджеров и несколько сот преданных сторонников Мохаммеда Фараха Аидида, одного из сомалийских лидеров, которого в тот день хотели захватить американские солдаты.
Публика активно сопереживала: по ходу фильма зрители всякий раз встречали овациями или бурными аплодисментами гибель или ранение каждого американского солдата. Когда по сценарию был сбит первый американский вертолет, люди, не помня себя от счастья, вскочили со своих мест и начали обниматься. Кинозал, в котором демонстрировался фильм, находится рядом с площадью, которую называют "Четвертый километр". В этом районе живут сомалийцы, принадлежащие к тому же клану, что и генерал Аидид (он умер несколько лет назад). "Я тоже там живу, - сказал по телефону Старлин Аруш, - и я надеюсь, что проявления радости сегодня не станут выражением антиамериканизма, а, скорее, антагонизма между белыми и черными".
Большинство зрителей на следующий день оплакивали погибших в том сражении, ставшем заключительным этапом операции "Возвращенная надежда", начавшейся с доставки гуманитарной помощи в измученное голодом и гражданской войной Сомали, и закончившейся провалом международной полицейской операции.
Комментарии в Могадишо были саркастическими. Американцы всегда на первом плане, а сомалийцы (как в свое время вьетконговцы в "Рэмбо") ? на заднем, сливаясь в безликую массу. Сомалийцев, которые не походили сами на себя, играли африканцы из Сьерра-Леоне и Либерии. Сам генерал Аиди так и не появился. Вместо него был местный лидер Осман Ато ? бывший агент Conoco и американских спецслужб в Могадишо. Именно он дал согласие на переброску в Сомали морских пехотинцев 8 декабря 1992 года. В будущем сомалийском коалиционном правительстве он намеревался играть роль первого плана. Он повздорил со своими покровителями и начал сражаться с ними. В конечном итоге он попал в плен к американцам. Сегодня он один из тех, кто требует американского военного вмешательства для уничтожения террористической сети "Аль-Каиды", которая, по его словам, пустила корни в Сомали.
"Никто не связывался со мной, чтобы поговорить о фильме, - говорит он. - Я его не видел, но, как мне говорят, тот, кто появляется на экране, совсем не похож на меня". Действительно, изображающий его актер ? полный, крикливо и вульгарно одевается, носит огромное кольцо и курит гаванские сигары. Настоящий Осман Ато - худой, носит простые майки и не курит. Сегодня он вновь стал придерживаться проамериканских взглядов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях