The Guardian | 24 января 2003 г.
Послание из лагеря Буша: "Война начнется в течение нескольких недель"
Джулиан Борджер, Ивен Макаскилл и Саймон Тисдолл
По сообщениям авторитетных источников в Вашингтоне и Лондоне, президент Джордж Буш полон решимости начать войну с Ираком в ближайшие несколько недель.
"Президент Буш оказывает на нас давление, и создается ощущение, что вопрос о военной операции уже решен, - отметил источник из числа европейских официальных лиц. - Они говорят о неделях, не месяцах. Месяцы - теперь запретное слово".
Буш хочет, чтобы госсекретарь США Колин Пауэлл форсировал решение вопроса о начале боевых действий, представив доказательства нарушения Саддамом Хусейном резолюций ООН сразу после доклада инспекторов ООН, с которым они выступят в понедельник. В вашингтонских кругах это событие называют "моментом Адлая Стивенсона".
Стивенсон был постоянным представителем США при ООН во время Карибского кризиса 1962 года. Именно он предъявил представителю СССР свежие аэрофотоснимки ядерных ракет, доставленных на Кубу.
Британское правительство встревожено внезапной поспешностью, с которой администрация Буша движется в сторону развязывания войны. Великобритания непреклонна: решение о проведении операции не должно быть принято до того, как Тони Блэр отправится в Кэмп-Дэвид на встречу с Бушем (это произойдет в следующую пятницу).
При этом информированный источник в Вашингтоне отметил: "Блэр - хороший парень. Они не хотели бы так с ним поступать. Они хотят, чтобы все выглядело так, словно он участвует в процессе принятия решений, однако решение уже принято".
Теперь ключевым моментом должно стать предстоящее обращение Буша к нации. По словам источника в Вашингтоне, в администрации США нет единого мнения, должен ли Буш называть конкретные сроки начала войны. Министр обороны Дональд Рамсфельд хочет, чтобы президент назвал точную дату. Однако Пауэлл возражает, требуя предоставить дополнительное время для дипломатических усилий по формированию коалиции.
Однако обе стороны все более недвусмысленно дают понять, что военная операция будет проведена независимо от того, удастся ли заручиться поддержкой со стороны ООН.
Вчера пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер не придал особого значение росту антивоенных настроений в Европе, главным выразителем которых выступает Франция. По его словам, вполне возможно, что Франция останется в стороне, однако Великобритания, Австралия, Италия, Испания и фактически все восточноевропейские страны окажут США свою поддержку.
Ему вторил Пауэлл, подчеркнувший, что не считает нужным беспокоиться, что США придется вести войну в одиночку.
Между тем трещина в антииракской международной коалиции еще больше увеличилась. Китай и Россия присоединились к Франции и Германии и предостерегли Вашингтон от поспешных действий. Они призвали также США действовать в рамках ООН.
Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер выразил царящее в Европе сильное недовольство позицией США, посоветовав Вашингтону "остыть". Министр иностранных дел России Игорь Иванов отметил: "Россия считает, что нет никаких доказательств, которые бы оправдывали войну в Ираке".
Однако заместитель Рамсфельда Пол Вулфовиц заявил, что жизнь иракских ученых подвергается смертельной опасности. "Из многочисленных источников нам известно о том, что Саддам приказал убивать всех ученых, которые согласятся сотрудничать с нами, а также членов их семей", - заявил он.
В своем выступлении во вторник Буш намерен привести убедительные аргументы в пользу необходимости свержения Саддама Хусейна, однако представители Белого дома настаивают, что речь президента не станет объявлением войны. Его следует ожидать не ранее, чем будут получение более подробные разведывательные данные, то есть уже после визита Блэра в Кэмп-Дэвид.
Одна из причин, по которой Вашингтон так спешит, заключается в том, что через несколько недель температура воздуха в Ираке начнет подниматься. Теоретически США и некоторые их союзники способны воевать в любых условиях, однако эффективность действий как самих солдат, так и боевой техники резко снизится, если температура превысит 35 градусов.
"Самолеты сконструированы для ведения боевых действий в прохладных условиях. В случае повышения температуры воздуха выше 35 градусов они начнут терять высоту и должны будут уменьшить вес груза и дальность полета", - подчеркнул один правительственный чиновник, участвующий в англо-американских дебатах по поводу времени начала операции.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях