La Stampa | 24 января 2003 г.
Китай - Россия: вторжение наоборот
Корреспондент
С 4 по 10 июля 1900 г. в Благовещенске казаки убили около пяти тысяч китайцев. Их штыками загоняли в ледяные бурные воды Амура - реки Черного дракона. Почти все они утонули. Тех, кто упирался, убивали на месте. Так русские насаждали свое господство в этом районе Восточной Азии, выдворяя китайское население за установленные Россией границы.
Сегодня об этом исходе никто не вспоминает, и в последнее время в Россию вернулось больше чем пять тысяч китайцев. Вся жизнь азиатской России, как кажется, вращается вокруг Китая. Если посмотреть на карту, может показаться, что огромная российская Сибирь угрожающе обнимает едва ли не весь Китай. Но если вы побываете на российском Дальнем Востоке, особенно в приграничных районах, то у вас сложится совершенно иное впечатление.
Согласно прогнозам, население России в ближайшие 15 лет сократится со 140 до 120 млн человек. Такое же число китайцев проживает лишь в северо-восточных районах Китая - в зоне, расположенной между Россией и Монголией. Отсюда до самых Уральских гор - на территории, превышающей площадь, занимаемую всем Китаем, проживают лишь 15 млн россиян, многие из них монгольского происхождения.
В Благовещенске на Амуре, в Хабаровске и даже во Владивостоке - в самых крупных городах на Дальнем Востоке - весь бизнес сейчас оказался в руках китайцев. "Русские ничего не умеют. Они не способны заниматься бизнесом. Они пытаются тебе помешать - и что потом?", - говорит Ванг Жидонг, коммерсант, приехавший во Владивосток из южной китайской провинции Юньнань. Он демонстрирует недоверие к способности русских заниматься бизнесом. Но дело не только в этом: такое впечатление, что Россия не производит здесь никаких товаров, которые бы могли способствовать развитию экономики. Практически все, от салата до фруктов, от мобильных телефонов до кукол, ручек и тетрадей доставляется из Китая.
Ху Жуелинь, директор местного китайского издания, прекрасно владеет русским языком и женат на русской. Он делает все, чтобы не выглядеть чужаком. Он восхваляет русскую литературу, ее культуру, но признает, что демографическое и экономическое давление китайцев пугает русских. Еще пять или шесть лет назад местные власти пытались сдерживать китайскую иммиграцию, вводя однодневные визы, которые не позволяли китайцам больше суток находиться на российской территории. Затем Москва и Пекин сменили правила и ввели 30-дневные визы для всех. Но китайцам, за редким исключением, не разрешали селиться в этих районах. Тем не менее, несмотря на запреты, в восточных российских районах проживают десятки тысяч китайцев.
По эту сторону китайской границы жизнь бьет ключом. Неоновая реклама и четырехзвездочные отели с вращающимися ресторанами на последнем этаже являются развлечением и для русских, которые хотят потратить свои денежки. Сложились достаточно простые отношения - с той лишь разницей, что сто лет назад китайцы находились на нижней социальной ступеньке в Восточной России, а сейчас очень часто русские работают на китайцев.
Типичной работой для россиян стала доставка по Транссибирской магистрали до самой Москвы тюков с одеждой и другими потребительскими товарами. Китайцы признают, что русские более умело улаживают дела с таможней и милицией. Таким образом, китайские товары попадают в Москву, их можно увидеть на каждом самом маленьком рыночке в Восточной Европе. Русские часто жалуются на то, что с ними плохо обращаются китайские хозяева - почти неграмотные, без всяких аттестатов и дипломов, в то время как русские зачастую имеют образование и дипломы.
Определенная часть россиян утверждают, что китайцы занимаются здесь не только торговлей, что они проникли сюда с захватническими целями. "Они ведут себя не как гости, а как хозяева!" - восклицает ветеран Великой Отечественной войны. И действительно, китайцы, глядя на эти обширные пространства, говорят: "Мы должны предложить русским ввезти сюда сто, двести миллионов китайцев, чтобы освоить эту землю. Взамен они могли бы нам отдать этот лес, в котором мы нуждаемся, а здесь он никому не нужен".
Они не отдают себе отчет, что их желание оказать помощь российской экономике, переживающей кризис, может оказаться кошмаром для Москвы, где некоторые опасаются демографической экспансии из Азии. С другой стороны, в Москве раздаются также голоса, призывающие Россию вновь научиться быть многонациональной и принять на своей территории до 2050 года от 10 до 20 млн китайцев. Таким образом, восточные районы России на самом деле могут быть поглощены Китаем.
Китайский город Харбин, такой же огромный, как и Москва, находится лишь в нескольких сотнях километров от границы. Во Владивосток оттуда можно попасть лишь по разбитому шоссе, которое китайцы не осмеливаются восстанавливать. Хорошая дорога могла бы еще больше приблизить восточные районы России к Китаю, расположенные в тысячах и тысячах километров от Москвы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях