Nature | 24 января 2003 г.
Каспаров сыграет с Deep Junior
Хелен Пирсон
Нью-Йорк готовится к беспрецедентной битве интеллектуальных тяжеловесов: гроссмейстер Гарри Каспаров бросит вызов Deep Junior - чемпиону миру среди компьютеров. Матч начнется в воскресенье.
Матч человека и машины с призовым фондов в 1 млн долларов вызывает огромный интерес у любителей шахмат и программистов. Deep Junior не проигрывал человеку вот уже два года, а Каспаров является лидером мировых шахмат в течение последних 18 лет.
Каспаров хочет ответить на поражение, которое ему в 1997 г. нанес суперкомпьютер Deep Blue компании IBM. У гроссмейстера была возможность в течение нескольких месяцев тренироваться, играя с одной из версий Deep Blue, которую любой желающий может установить на своем компьютере.
В отличие от своих предшественников Deep Blue обладает некоторыми человеческими качествами. "По стилю игры он больше похож на Каспарова. Он играет в смелые, опасные шахматы", - сказал Фредерик Фридел из гамбургской компании Chessbase, создавшей шахматную программу Deep Fritz.
В последнее время машины выигрывают у человека, однако некоторые эксперты пока не уверены в том, что компьютеры играют лучше. Несмотря на грандиозный технологический прогресс, программа с трудом выбирает наилучший ход из количества вариантов, примерно равного 10 в 120-й степени.
Deep Blue просчитывает ситуацию на 12 ходов вперед. Он рассматривает 200 млн различных позиций в секунду и выбирает наилучший ход, оценивая такие факторы, как риск потери фигуры или расположение пешек на доске.
В октябре Deep Fritz сыграл в ничью с нынешним чемпионом мира Владимиром Крамником. Эта машина изучат позиции не с такой высокой скоростью. Она отбрасывает те варианты, которые не создают угрозы для оппонента.
Deep Junior, созданный израильскими программистами Амиром Баном и Шеем Бушинским, умеет жертвовать фигуры, чтобы добиваться позиционного преимущества и приводить соперника в смятение.
Смертельный бой
По словам сотрудника исследовательского центра IBM Мюррея Кемпбелла - члена команды, работавшей над созданием Deep Blue, люди не способны совершать вычисления так, как это делают мощнейшие шахматные компьютеры. Машины "ничего не упускают из внимания".
Каспарову следует избегать сложных тактических маневров, потому что машина умеет их предугадывать. Шанс обыграть компьютер у него есть в том случае, если он выбирает долгую стратегию, передвигая фигуры по доске до тех пор, пока они не займут выгодную позицию.
По мнению экспертов, гроссмейстер может проиграть, потому что, как все люди, подвержен усталости и стрессу.
Каспаров и Deep Junior сыграют шесть партий с 26 января по 7 февраля.
Победитель получит 300 тыс. долларов, проигравший - 200 тыс. Кроме того, Каспарову выплатят 500 тыс. долларов за согласие сыграть с Deep Junior.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях