The Washington Times | 24 января 2005 г.
Никсон предвидел теракты в США
Редакция
Почти за три десятилетия до терактов 11 сентября американский правительственный комитет высшего уровня разрабатывал планы защиты страны от возможных терактов с использованием радиологических "грязных бомб" и воздушных ракетных атак. Об этом стало известно из рассекреченных документов.
"Покуда правительства не будут предпринимать основные меры предосторожности, мы продолжим стоять на краю пропасти", - писал в 1977 году Роберт Купперман, глава научного подразделения Агентства по контролю над вооружениями и разоружению. В его докладе суммируются пять лет интенсивной работы комитета кабинета по борьбе с терроризмом.
Комитет был сформировал президентом Никсоном в сентябре 1972 года, после убийства палестинскими командос одиннадцати израильских атлетов на Мюнхенской Олимпиаде. В комитет входили разные люди - от Генри Киссинджера до молодого Рудольфа Джулиани.
"Жизненно важно предпринять все возможные действия, нацеленные на противодействие актам терроризма, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими странами, - писал Никсон, обращаясь к госсекретарю Уильяму Роджерсу с просьбой проконтролировать формирование и работу группы. - Настолько же важно подготовиться к быстрым и эффективным действиям на тот случай, если, несмотря на все превентивные меры, в США или за границей будет совершен теракт, затрагивающий интересы США".
В полном составе комитет встретился лишь однажды, в октябре 1972 года, однако рабочие заседания проходили дважды в месяц на протяжении пяти лет. На них обсуждались угрозы и способы их устранения.
Со временем из-за смены приоритетов, ухода президента, сметенного Уотергейтом, бюрократической конкуренции и отсутствия терактов на территории США влияние комитета сократилось. Однако до того, как это произошло, комитет выявил те же опасности, с которыми сегодня, в начале XXI века, сталкивается президент Буш.
Члены комитета беспокоились, что террористы могут раздобыть ядерные материалы для "грязной бомбы", которая способна уничтожить какой-либо американский город и подвергнуть окружающую среду радиоактивному заражению.
"Это действительная угроза, а не научная фантастика", - писал своему боссу Киссинджеру в ноябре 1972 года сотрудник Совета по национальной безопасности Ричард Кеннеди.
В докладной Никсону, составленной в середине 1973 года, Роджерс похвалил комиссию по атомной энергетике за усилия по созданию безопасных условий для хранения ядерного материала. В то же время Роджерс предупредил президента, что "ядерные материалы могут дать террористам ошеломительные возможности".
Члены комитета говорили об особой уязвимости коммерческих авиалайнеров, однако пришли к выводу, что авиакомпании вряд ли оплатят усиление мер безопасности, например, более тщательную процедуру сканирования и досмотр багажа.
"Проблема с самолетами осложнена тем, что авиакомпании и аэропорты должны будут взять на себя финансирование этих процедур, но тогда они станут кричать, что для них это смерти подобно", - сообщается в докладной от 1972 года.
Тысячи страниц документов, полученных агентством Associated Press в правительственных архивах, показывают, что комитет также обсуждал меры защиты коммерческой авиатехники от обстрелов из портативных ракетных систем.
Хотя ЦРУ постоянно информировало комитет о потенциальных терактах и заговорах, члены комитета знали о слабом месте управления - о проблемах в сфере сбора и координации разведданных. Буш узнал об этом три десятка лет спустя.
Задолго до занятия поста мэра Нью-Йорка и помощи городу в восстановлении после атак 11 сентября, в мае 1976 года Джулиани поделился с комитетом своими опасениями по поводу того, что правовые ограничения мешают федеральным агентам собирать информацию. Джулиани предлагал сделать послабления в инструкциях по сбору разведданных, но осуществлено это было только спустя десятилетия в законе о патриотизме.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях