The Wall Street Journal | 24 января 2007 г.
Встреча в Давосе дает возможность улучшить имидж
Марк Чемпион и Бетси Маккей
Coca-Cola и BP показывают себя с "зеленой" стороны, а русских в Давосе становится все больше
Ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе имеет репутацию интенсивного мозгового штурма с участием политиков и бизнес-лидеров. Сегодня он служит иной цели: лакировка имиджа корпораций и государств.
В этом году на швейцарский курорт приехало почти вдвое больше крупных российских компаний, чем в 2005 или 2006 году; в частности, впервые появились на форуме топ-менеджеры ОАО "Газпром". Российские энергетические компании - и Россия в целом - упали в глазах Запада, главным образом из-за жесткой ценовой политики, в результате которой трубопроводы в Западную Европу дважды оказывались перекрыты.
Тем временем Coca-Cola Co., которую винят, среди прочего, в детском ожирении и выкачивании воды в бедных районах, планирует продемонстрировать свои усилия по улучшению корпоративной социальной ответственности и диверсификации продукции. А сопредседатель форума, президент BP Джон Браун, как ожидается, будет играть ведущую роль в обсуждении проблемы изменений климата, которая находится в центре внимания в этом году, в том числе в секции под названием "Изменения климата: призыв к действию". Нефтяной компании был нанесен ущерб взрывом на заводе в Техасе, скандалом вокруг торговли пропаном и прорывом нефтепровода на Аляске. Представитель BP отказался комментировать планы лорда Брауна.
Ветераны этого "фестиваля сплетен", который существует уже 25 лет, говорят, что он стал не только местом обмена идеями, но в равной мере и местом саморекламы и завязывания знакомств. Теперь, когда в Давосе собираются 2400 участников (среди которых 24 главы государства и 800 лидеров корпораций) и 500 журналистов, интимная атмосфера первых лет исчезла.
Но у этого есть и свои выгоды. "Вы делаете так, что люди на три-четыре дня оказываются в ловушке на швейцарском горнолыжном курорте, где холодно, а большинство людей - среднего возраста или старше и не катаются на лыжах... Это прекрасная основа", - говорит президент маркетинговой фирмы WPP Group. Когда собираются лидеры мировых корпораций, политические лидеры, неправительственные организации и крупнейшие СМИ, "у вас оказываются под рукой все акционеры, на которых вы хотите повлиять", добавляет он.
Пятизвездный Steigenberger Hotel сдает 25 временных офисов для компаний, которые привозят с собой на форум целый штат сотрудников; десять лет назад отель сдавал один-два таких офиса. "Если бы у нас было больше помещений, мы нашли бы желающих снять 100 офисов и больше. Спрос очень велик", - говорит генеральный менеджер отеля Эрнст Виртш.
Российские компании приписывают свое массовое присутствие в этом году своему растущему богатству и интересу к мировому присутствию. "Газпром" в особенности обеспокоен планами Европейской комиссии запретить производителям энергоносителей продавать их конечным потребителям, а это решение осложнило бы планы "Газпрома" по продаже природного газа напрямую потребителям в ЕС.
"Мы очень внимательно следим за процессом либерализации на европейском энергетическом рынке, - сказал представитель "Газпрома". - Мы хотим быть частью этого диалога". Он подтвердил также, что "Газпром" ведет переговоры о заключении крупного контракта с консорциумом пиар-компаний. "Мы хотим изменить то несколько негативное представление о "Газпроме", которое сложилось в западной прессе".
Российский магнат Олег Дерипаска в 2001 году лишился возможности приезжать в Давос после того, как против него в США был подан иск о вымогательстве. Однако в силу юридических причин дело было в 2004 году прекращено, и в этом году он снова здесь. Дерипаска ждет от регулирующих органов одобрения слияния, в результате которого его компания, ОАО "Русал", станет самым крупным в мире производителем алюминия.
"Мы одни из самых крупных в мире производителей алюминия - мы должны быть здесь, - говорит пресс-секретарь Дерипаски Георгий Оганов. - Это нужно, чтобы о нас узнали и чтобы почувствовать, в каком направлении движутся наши партнеры в промышленности и бизнес в целом".
На секциях и во время других событий Coca-Cola планирует пропагандировать свои проекты по улучшению обеспечения жилых районов водой и по уменьшению выбросов хладагентов, которые вызывают глобальное потепление; свою новую политику защиты прав рабочих, в особенности в зонах конфликтов, где компания ведет дела, и проект диверсификации линейки продуктов за счет дополнения газированных напитков здоровыми.
Цель компании Coca-Cola в Давосе - прежде всего, донести свои усилия до широкой аудитории, а не переиграть критиков, говорит старший вице-президент компании Том Маттиа, отвечающий за связи с общественностью и коммуникацию в мировом масштабе. "Для нас это платформа, с которой наш голос будет услышан, и это гораздо важнее, чем пытаться кому-то на что-то ответить".
Давос также дает шанс председателю и главному исполнительному директору Coca-Cola Невиллу Исделлу, а также ее президенту и главному операционному директору Мухтару Кенту "получить статус деятелей государственного масштаба в мире бизнеса", - сказал Маттиа. Исделл, который каждый год приезжает в Давос, в этом году является также сопредседателем форума.
На секции, посвященной природоохранным вопросам, Исделл опишет новую стратегию "управления водой" с целью улучшения обеспечения водой и санитарного состояния бедных жилых районов в Африке и в других местах, а также обеспечение ответственного использования воды на собственных разливающих предприятиях компании. Компания, которая планирует на проводимом ею приеме также обнародовать некоторые аспекты своей работы в области водосбережения, на сегодняшний день инвестировала 17 млн долларов в 64 проекта в 43 странах, чтобы вырыть колодцы в бедных поселениях, очистить зараженную воду и на другие нужды.
Во время встречи за завтраком и приема, который состоится завтра вечером, Coca-Cola планирует объявить о своих новых экологически чистых холодильных камерах для напитков, которые она разработала в рамках совместной инициативы с Greenpeace и компанией Unilever, чтобы снизить выбросы газов, вызывающих парниковый эффект. Новые камеры работают на более дружественных по отношению к климату хладагентах и используют на 35% меньше энергии, адаптируясь к температуре окружающей среды, говорят в Coca-Cola.
Национальные правительства также воспринимают Давос как возможность противодействовать нежелательным представлениям об их странах.
В прошлом году Индия начала массированную кампанию по пропаганде истории экономического успеха страны, который был в тени Китая. Кампания начиналась с постеров в аэропорте Цюриха, куда прибывают большинство участников форума. На автобусах горнолыжного курорта также красовались надписи: "Индия - самая быстрорастущая свободная рыночная демократия".
В 2003 году лидеры турецкой Партии справедливости и развития, которая перед этим выиграла выборы, также устроили большое шоу. Они хотели развеять страхи на Западе по поводу исламских корней партии. В тот год, а затем и в 2004 году, в Давосе было очень много американских законодателей и министерских чиновников, поскольку в это время репутация США пострадала после принятия решения о вторжении в Ирак. В этом году американское правительство будет представлено несколькими высокопоставленными чиновниками, но их не так много, как в 2004 году.
"В сущности, следует признать, что когда собираются вместе мировые лидеры, как это происходит у нас, такие вещи обязательно будут", - говорит президент Всемирного экономического форума Андре Шнайдер.
Трудно измерить успешность давосских кампаний. После 2003 года правящая партия Турции стала любимицей инвесторов и внесла изменения, необходимые для ведения переговоров о членстве в ЕС. Неясно, насколько велик тут вклад Давоса по сравнению с более поздними мерами, принятыми турецким правительством.
Конфедерация промышленности Индии заявляет на своем веб-сайте, что ее кампания в Давосе в прошлом году была успешной, хотя это можно оценить главным образом по освещению в СМИ. А мировая популярность США, по данным ежегодных многонациональных исследований, не смогла вернуться к прежнему уровню после вторжения в Ирак.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях