Libération | 24 июля 2002 г.
Американская военная авиация демонстрирует свое превосходство на выставке в Фарнборо
Грегуар Бизо
В этом году, на авиационном салоне в Фарнборо, в пригороде Лондона, особенно счастливы американские промышленники и военные. Их легко узнать ? все они улыбаются. И их можно понять, потому что с 11 сентября, они не знают, что им делать с их деньгами. В феврале Джордж Буш в рамках финансирования своей борьбы с терроризмом принял решение об увеличении военных расходов на 15% в 2003 году. Речь идет о самом большом увеличении за последние 20 лет. В 2007 году эти расходы должны достичь колоссальной суммы в 451 миллиард долларов против 320 миллиардов в прошлом году. "Американские компании сейчас переполнены заказами", - сообщил с досадой один из руководителей Европейской авиационно-космической и оборонной компании EADS. Американская биржа не промахнулась. В разгар биржевого кризиса компания Lockheed Martin, которая в конце прошлого года выиграла государственный заказ на создание JSF, боевого самолета ВВС США, может констатировать, что ее акции с начала текущего года подорожали на 30%.
"После 11 сентября, сразу же пришло осознание того, что американская промышленность замыкается в себе. Как будто бы у нее пропал интерес к сотрудничеству с нами. Конечно же, кроме желания сбыть нам свой товар", - говорил директор военного департамента EADS . Вот только лишь один пример: в рамках сотрудничества с Lockheed Martin EADS в прошлом году намеревалась продать несколько самолетов-заправщиков для американских ВВС. Вскоре стало понятно, что в конкурсе, на самом деле, участвовали лишь американцы. "Пришлось уехать с шоколадной медалью", - сказал с иронией в ходе пресс-конференции глава Airbus Ноель Форжар.
У стенда Lockheed Martin царит атмосфера откровенного веселья. Была организована маленькая церемония в честь стран (Турции, Канады, Италии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов и Дании), принявших решение участвовать программе JSF. Каждый посол убыл осчастливленный с маленьким макетом JSF (F35) в руках. А пока следует запастись терпением до 2012 года, даты, когда начнутся первые поставки новых самолетов. Такая политика распределения очень беспокоит европейских промышленников. "Существует реальная опасность того, что мы станем простыми субподрядчиками у американцев", - говорит один из сотрудников EADS.
Что касается Европы, то она продолжает работать над двумя основными проектами: Rafale компании Dassault и Eurofighter. И вот вчера, выполнив несколько фигур высшего пилотажа, европейский боевой самолет пролетел на бреющем полете над Фарнборо. Государственный секретарь обороны Великобритании ожидал завершения полета на посадочной полосе, чтобы дать самолету официальное название "Typhoon".
Вчера в истории европейской оборонной промышленности произошло важное событие: Boeing и EADS объявили о планах технического сотрудничества в области создания военного "зонтика" (спутники наблюдения, баллистические ракеты). Руководители двух предприятий были счастливы произнести красивые фразы об укреплении трансатлантического сотрудничества. Но реальность намного скромнее. "Пока ничего конкретного", - сказал сотрудник EADS.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях