New Scientist | 24 июля 2003 г.
Смерть Дэвида Келли
Редакция
Если журналист или ученый хотел узнать об иракских программах по созданию химического и биологического оружия или об их будущем потенциале, в Британии спросить об этом можно было только одного человека ? Дэвида Келли.
Он был видным микробиологом, значительной персоной в британских структурах, занимающихся защитой от химического и биологического оружия, возглавлял группу инспекторов по вооружению в Ираке, консультировал Ханса Бликса по вопросам режима последней инспекции, UNMOVIC. Но на прошлой неделе Келли покончил с собой, оказавшись вовлеченным в интригу, затеянную вокруг правительства Тони Блэра. События, сопутствовавшие его смерти, настолько необычны, а ставки настолько высоки, что история стала предметом расследования, которое возглавляет лорд Хаттон.
Келли оказался в центре яростного спора между BBC и правительством по поводу того, преувеличило ли правительство утверждения разведки, касающиеся возможностей иракского оружия, в опубликованном перед войной досье. После войны, когда в течение нескольких недель оружие массового уничтожения не было найдено, достоверность разведывательных данных оказалась под вопросом.
В мае BBC начала передавать материалы ? их теперь связывают с именем Келли ? о том, что недостоверными были не данные разведки, а "пропаганда", добавленная приближенными Блэра. Обстановка накалялась, и парламентарии из комитета по международным делам начали собственное расследование.
Ключевые вопросы
Возникает три вопроса. Первый: почему свидетельства Келли в комитете отличаются от того, что рассказывают о встречах с ним журналисты BBC? До того как Келли выступил в комитете, его, по сообщениям, пять дней допрашивал работодатель (министерство обороны). Министерство, вопреки желанию Келли, обнародовало его имя, после чего поместило эксперта в безопасное место. Не добилось ли от него министерство в этот период согласия на какую-либо сделку?
Могло ли случиться так, что журналисты BBC манипулировали мнением Келли в своих интересах? То, что так поступил один журналист, выглядит правдоподобно. Но Келли, похоже, говорил с тремя и всем им сказал примерно одно и то же.
Наконец, два материала BBC создают впечатление, что Келли говорит не только от своего имени, но и от имени "разведчиков". Возникает вопрос, действовал ли он в одиночку или с одобрения других.
Ответы на эти вопросы могут дать ключ к объяснению того, почему человека, пережившего все этапы конфронтации с багдадским режимом, уничтожило общество, которое принято считать свободным и открытым.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях