Berliner Zeitung | 24 июля 2006 г.
От империи к слабому союзу
Катя Тихомирова
Президенты стран СНГ обсуждают возможность реформирования организации. Этому препятствуют претензии Москвы на лидерство
Не так давно Владимир Путин уже озвучил мысль о том, что Содружество Независимых Государств, сокращенно СНГ, возникшее из наследия распавшегося СССР, скоро перестанет существовать. В марте 2005 года президент заявил о том, что причиной нынешнего разочарования стали завышенные ожидания. Серьезного экономического сотрудничества так и не получилось; Содружество служило лишь единственной цели - цивилизованному "разводу" бывших советских республик.
В последнее время создается впечатление, что некоторые особо стремящиеся к отделению стороны не хотят больше принимать участие в переговорных процессах внутри организации. Сразу четверо из одиннадцати глав государств СНГ отказались принять участие в саммите СНГ, который состоялся в прошедшую пятницу в Москве. Президент Грузии Михаил Саакашвили не приехал на саммит, поскольку ему якобы было отказано в разговоре с глазу на глаз с Путиным. Таким образом, мечты о том, что президенты смогут хотя бы немного продвинуться в разрешении конфликтной ситуации между двумя странами, не осуществились. Продолжает нарастать напряженность в отношениях между Россией и Грузией из-за присутствия российского миротворческого контингента в отделившихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии. Масла в огонь подлил и введенный Россией запрет на ввоз грузинских вин и минеральной воды. Грузия отомстила, наложив вето на вступление России в ВТО.
Президент Украины Виктор Ющенко объяснил свое отсутствие уважительной причиной - затянувшимся политическим кризисом в стране. После мартовских парламентских выборов представители политических партий, одержавших победу на выборах, до сих пор грызутся между собой по поводу формирования нового правительства. Ющенко выразил надежду на понимание со стороны своего российского коллеги.
Президент Армении Роберт Кочарян не принял участие в саммите по состоянию здоровья. Туркменский диктатор Сапармурат Ниязов уведомил российского президента, что не прервет своего заслуженного отпуска.
Саммит в Москве должен был положить начало реформированию Содружества. Этот проект должны были обсуждать восемь присутствовавших глав государств. Однако вызывает сомнения тот факт, что участники саммита могли предложить что-то серьезное по этому вопросу. СНГ изначально было не способно достичь уровня такого экономического пространства, которое было бы выгодно всем участникам. И виноват в этом не в последнюю очередь хозяин нынешнего саммита. Претензии России на лидерство в Содружестве стали одним из самых сильных препятствий для отлаженного экономического и политического сотрудничества. Москва противится любому стремлению к независимости внутри СНГ, однако ее экономическая и политическая сила сдерживания никогда не являлась успешной альтернативой для стремящихся к независимости государств на постсоветском пространстве.
Если такие разные по своему политическому и экономическому значению государства, как участники СНГ, сливаются в осмысленную организацию, во главу угла должно ставиться признание и уважение друг к другу. Процесс нахождения путей решений с учетом обоюдных интересов длителен и непрост. ЕС вот уже на протяжении нескольких десятилетий методом проб и ошибок идет по этому пути. Но если одна страна заявляет о своих претензиях на лидерство, может произойти подрыв сути подобной организации. При президенте Путине Россия как раз и заявила о таких претензиях. Москва претендует на гегемонию среди стран бывшего Советского Союза. Такая позиция идет в разрез с принципами сообщества, где главенствуют демократические ценности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях