Die Presse | 24 июля 2008 г.
Европейская тоска по собственному Обаме
Кристиан Ультш
Неожиданно с визитом приезжает некто, кто умеет хорошо говорить, выглядит крутым и надежным. Вот бы и нам такого!
Европу обуяла лихорадка по Обаме. Кандидат в президенты США от демократов вызывает такую волну восторга, о которой его неприметные коллеги по цеху на старом континенте могут только мечтать. Ну какой европейский политик смог бы привлечь на чужбине десятки тысяч слушателей и зрителей, как собирается проделать Барак Обама (если, конечно, погода будет благоприятствовать) перед колонной Победы (Siegessäule) в Берлине? За пределами своего государства большинству носителей должностей и костюмов не удается собрать даже малых залов, да и Джону Маккейну, пожалуй, пока не удавалось собрать народу больше, чем на деревенскую площадь.
При этом всех мало интересует то, что могут сказать гостю всякие меркель, фейманы и молтереры. Правда и Обама иногда выражается весьма туманно, ветрено меняя позиции. Но он увлекает за собой, а большинство его коллег просто тащат за собой волоком. Предвыборные баталии выступают в роли неплохого допинга, это стало очевидным еще на примере Франции. Они возбуждают интерес к политике и похожи на сито, в котором застревают пустомели и ораторы, нагоняющие скуку. Но это еще не может объяснить разницы.
Одним из достижений Обамы можно считать тот факт, что за время своей недолгой карьеры он открыл второе дыхание у жанра политического выступления. Когда он, к примеру, подробно говорил о расовых проблемах, несколько тысяч человек по всему земному шару скачивали из интернета печатный вариант его речи. Выходят в свет аудиокниги с выступлениями сенатора от Иллинойса. Невероятно после десятилетий, за которые политики приучили себя и свою публику довольствоваться телеформатом, удобоваримым при приеме пищи.
Неожиданно прорывается тоска по более масштабным связям, особенно когда они преподносятся со страстью. А Обама не только мастер слова, он использует свои способности для того, чтобы дифференцировать. Это отличает его от действующего президента США Джорджа Буша, который сам признал: "Я не вдаюсь в тонкости". Это отличает его и от местных духовных карликов, которые только и умеют прибегать к молотильным цепам, поскольку для более тонких споров у них не хватает лексикона.
У подавляющего большинства европейских политиков нет ни одного, ни другого: ни риторического таланта, ни мужества использовать пафос. Это может быть обусловлено культурными особенностями: американцев приучают к уверенным речам еще в детском саду и школе. В Австрии эти навыки не прививаются даже начинающим юристам, если, конечно, они не выбирают соответствующей специальности. Партийные и профсоюзные академии являются единственными институтами, которые растят ораторов, но результаты неубедительны. Обама же подсмотрел некоторые хитрые ходы у своего проповедника. Но и это не оживило бы речи местных политиков.
Пафос в Европе - пожалуй, за исключением Франции - табу. Жаль, ведь из-за этого политики упускают шанс придать своим посланиям - если таковые имеются - эмоциональную окраску. Вместо этого они упорно взывают к тем областям головного мозга, которые находятся рядом с центром сна.
Существует и множество других граней, которые выделяют Обаму: прежде всего, его прирожденная естественность. Он вдохновляет своей жизнью, кажется надежным миротворцем, как объединяющий народы колосс, который одной ногой стоит в Америки своей белой матери, а другой - в Африке своего черного отца. В свои 46 лет Обама является первым крупным политиком, который выражает чувство жизни нового поколения, которое больше не связано с культурными революциями 1960-х годов. В эпоху оцепенения он говорит об изменениях. Обама затеял восстание Спартака с участием любителей кафе Латте и пользователей iPod. Конечно, его манера мессии нервирует. Конечно, за всей этой эйфорией последует разочарование, при этом уже сегодня многие комментаторы пишут, что разочарование не может быть больше нынешнего.
Неважно, выиграет ли Обама выборы или нет: у него будут легионы последователей. Пожалуйста, переймите больше, чем просто слоган! Просто лепетать "Yes, we can" - слишком мало.
Также по теме:
На Ближнем Востоке Барак Обама запутался в противоречиях (Le Temps)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях