The Guardian | 24 июля 2008 г.
Новое потепление в отношениях между Россией и ЕС?
Эдвард Макмиллан-Скотт
Назначение нового президента может стать предвестником новой оттепели, но Европе нужен порядок, если она хочет воспользоваться политическим рычагом
Наблюдая за отношениями между Россией и Евросоюзом последних нескольких лет, трудно не заметить недавнего улучшения их тональности и атмосферы. На втором президентском сроке подход Владимира Путина к ЕС колебался от пассивной агрессии к открытой конфронтации. Не в пример ему, его преемник Дмитрий Медведев описал атмосферу, сложившуюся на его первом саммите Россия-ЕС, как искреннюю и добрососедскую. Лидеры ЕС согласились с этой оценкой.
Эти отношения находятся в своей начальной фазе и потому требуют осторожного подхода. Их качество будет проверено осенью, когда ЕС и Россия начнут всерьез вырабатывать принципы нового "стратегического партнерства". Есть ли у Медведева возможность пойти дальше изменения тональности и согласиться на истинный прогресс по существу, или он просто приемлемое лицо путинизма, подходящий фронтмен неизменного режима? Понятно, что есть желание дать ему шанс.
ЕС хочет близких и дружеских отношений с Россией, чтобы решать вопросы общих интересов, от изменения климата и энергетической безопасности до политики безопасности и стабильности в европейском сообществе. Это не должно означать желания добиться согласия любой ценой. Россия совершила резкий поворот к авторитаризму после того, как в 1997 году было оговорено действующее соглашение между Россией и ЕС. Она все больше стремилась к применению силовых методов в отношениях с другими странами, включая Великобританию и некоторых других членов ЕС. Мы не можем обойти эти вопросы, если хотим защитить свои ценности и интересы.
Представляя собой процветающее содружество почти 500 млн граждан, ЕС должен с относительной легкостью поддерживать сбалансированные и здоровые отношения с соседним государством, насчитывающим 130 млн человек. На долю ЕС приходится 52% российской торговли, в то время как на долю России приходится всего 8% торговли ЕС. Но чтобы превратить это преимущество в реальный рычаг политического давления, ЕС должен стремиться к порядку и единству. Кремль с легкостью научился разделять и властвовать, получив главенство в своих отношениях с ЕС.
Проблемы ЕС с Россией обусловлены не только столкновением интересов, но и политическими ценностями, по крайней мере, в том, что касается правящей элиты. Путинская авторитарная модель правления ныне позиционируется как серьезная долговременная альтернатива многопартийной демократии в европейском стиле. Похоже, что действия России зачастую были направлены на отход от демократических преобразований в постсоветском пространстве и за его пределами. В Совете Безопасности ООН российское правительство действовало заодно с Китаем в стремлении оставить безнаказанными режимы в Зимбабве и в Судане.
Всегда найдутся те, кто готов проигнорировать сложные вопросы, чтобы облегчить себе жизнь, но в этих дебатах есть и другие мнения. Основное внимание приковано к точкам зрения стран-членов ЕС, и лишь немногие принимают в расчет тот факт, что Европарламент тоже должен дать свое одобрение, прежде чем новое соглашение между Россией и ЕС вступит в силу. И не стоит рассматривать это как само собой разумеющееся. У парламента есть собственные взгляды, которые придется учесть в ходе этого процесса.
Самые важные из них - это демократия и права человека, и в этой области в России за последние годы произошел очевидный отход от европейских стандартов. Действующее соглашение между Россией и ЕС содержит недвусмысленные заявления о поддержке многопартийной демократии, защите прав человека и законности. Но вместо обещанного нам прогресса мы увидели серьезное нарушение свобод по всем статьям. Приоритетом должно быть улучшение по форме и по сути консультаций Россия-ЕС по правам человека. Мы должны дать российским неправительственным организациям право голоса, которое они все больше теряют в своей стране.
Вторая проблемная зона лежит в сфере энергетики и растущей роли России в качестве поставщика энергоносителей. Вместо того чтобы стать сферой сотрудничества, вопрос энергоносителей стал одним из предметов трений. Многие страны ЕС обеспокоены очевидным стремлением России использовать преимущества монополиста с целью обеспечения рычагов политического давления на страны вокруг себя. В основу энергетических отношений между Россией и ЕС должен лечь Договор к Энергетической хартии, подписанный Россией и всеми странами ЕС. Он предоставляет значительные гарантии доступа на рынок, безопасности в игнорируемых Россией вопросах поставок, транзита, прозрачности и защиты интересов инвесторов.
Есть надежда, что новое соглашение будет способствовать прогрессу в движении на пути создания зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Если оно будет оформлено и введено должным образом, оно принесет выгоду всем заинтересованным сторонам, но мы должны убедиться в наличии соответствующих условий, чтобы воплотить это в жизнь. Европарламент особенно критично отнесся к новым законам, подписанным Владимиром Путиным в последние дни своего президентского правления, направленным на ограничение иностранного владения в 42 стратегических областях российской экономики. Конечно, мы должны открывать третьим странам единый европейский рынок, но это должно происходить на взаимной основе.
И наконец, Россия и ЕС соседствуют в общем пространстве Восточной Европы, Кавказа и Балкан. Обе стороны должны видеть общие интересы в обеспечении политического и экономического прогресса в государствах этих регионов. Но стремление России играть конструктивную роль не всегда очевидно. Вместо того чтобы стремиться к урегулированию замороженных конфликтов, Россия совершает интервенцию в Грузию, дестабилизируя обстановку; энергоресурсы используются как рычаг силового давления, авторитарный режим в Белоруссии поощряется, несговорчивость Сербии по косовскому вопросу поддерживается, а теперь российские лидеры, похоже, поставили под сомнение территориальную целостность Украины.
Можем ли мы отнестись с оптимизмом к перспективам соглашения на фоне такого количества сложных и спорных вопросов? Хорошо, что диалог между ЕС и Россией снова проходит в открытых и доброжелательных тонах. Продолжится ли эта тенденция, в конечном итоге, зависит от способности и желания президента Медведева превратить красивые слова в добрые дела. Важно, что лидеры ЕС не должны поступаться принципами и пренебрегать своими интересами с целью быстрого достижения бессмысленного соглашения. Такой подход может создать иллюзию гармонии, которая будет достигнута ценой ухудшения отношений в долгосрочной перспективе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях